Мы в соц. сетях
Интернет-акция "Музейная азбука"
Рассказывает Светлана Шкляева, главный научный сотрудник Музея истории и культуры Среднего Прикамья:
- В Сарапульском музее, в коллекции «Зоология», хранится удивительное чучело. Посетители, приходившие на выставку «Диагноз: краевед. Врач Ф.В. Стрельцов», посвященную врачу, инициатору и организатору музея Сарапульского Земства, с удивлением останавливались и рассматривали чучело животного, не встречающегося в нашей флоре. Еще больше они удивлялись, узнавая, что это чучело зайца АГУТИ – южноамериканского золотистого зайца, его еще называют горбатым зайцем. Агути из отряда грызунов с короткими ушами и хвостом, у него хорошо развиты передние лапы, которыми он подает себе еду: цветы, листья, кору, корни, упавшие плоды и даже бразильский орех, который он с легкостью разгрызает. Хотя другие животные не в силах это сделать. Как же появился заяц агути в сарапульском музее? Можно просто ответить от врача Федора Васильевича Стрельцова. Но на самом деле здесь интереснейшая история.
В 20-е годы в Ижевске (город в 60-ти км от Сарапула, ныне столица Удмуртской Республики) гастролировал цирк тогда еще зарождающейся династии Дуровых. Руководителем был Анатолий Анатольевич Дуров – уникальный артист цирка, клоун и дрессировщик, сын Анатолия Леонидовича и племянник Владимира Леонидовича Дуровых. Среди животных, с которыми выступал Анатолий Дуров, был и заяц агути. Трагедия случилась 19 ноября 1928 года. На охоте произошел несчастный случай, описанный в книге Ф.В. Стрельцова «Анатолий Анатолиевич Дуров». Собака, потянувшись за заячьей лапкой, прыгнула к охотнику, у которого вторая рука придерживала охотничье ружье, рука дернулась, прогремел выстрел прямо в стоявшего рядом А.А. Дурова. Возможности спасти великого артиста не было. Похоронен Анатолий Анатолиевич на месте гибели, в Ижевске. Что стало с цирковыми животными неизвестно, однако чучело зайца агути из цирка А.А. Дурова хранится в фондах нашего музея.
Многие ошибочно полагают, что династия дрессировщиков Дуровых и сарапульская кавалерист – девица Надежда Дурова - родственники, но это ошибочная версия и совсем другая история, о которой мы вам расскажем на страницах интернет-акции «Музейная азбука».
В первый четверг месяца, 1 февраля мы представляем очередной предмет из серии "Музейная Азбука". И сегодня предмет на букву "Б" и это: Балалайка!
Рассказывает Марина Шитова, заведующий отделом фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья:
- Коллекция музыкальных инструментов сарапульского музея не большая, но в ней есть интересные предметы. Одна из балалаек сделана в Ленинграде в 1957 году на фабрике музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского.
Балалайка – самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…
Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и М. Горький.
П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».
Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.
Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.
Сейчас в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где балалайка играет важную роль. Стоит отметить наш, сарапульский ансамбль «Русский дивертисмент», состоящий из педагогов детской школы искусств № 1 – постоянный участник городских мероприятий, хорошо знакомый жителям нашего города.

Рассказывает Марина Шитова, заведующий отделом фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья:
- Пряничная доска, доска-пряница или пряничная изложница — деревянная форма с вырезанным на ней контррельефным узором для создания отпечатка на пряниках. Для создания пряничной доски мастера использовали несколько видов древесины: от берёзы и липы до груши и ивы, использовалась также древесина ольхи и осины. Некоторые пряничные доски предназначались для ежедневного использования, другие используют технику резьбы выемчатой, создавались специально для определённых дат и событий, например, для свадеб и других праздничных гуляний. Процесс создания пряника назывался печатанием, а пряники, созданные оттиском такой доски, — печатными. Основными темами, которые присутствовали в украшении пряничных досок, были восточные орнаменты, народные символы, западные мотивы и темы окружающего людей быта. В 1920-х годах выходит в свет статья В.С. Воронова «Пряничные доски» — первая научная работа, посвященная деревянным формам для пряников. Производство пряников и пряничных досок пришло в упадок в первой половине XX века. В 1950-х годах пряничная промышленность стала постепенно восстанавливаться, но былых масштабов так и не достигла.
К началу 1980-х годов производство пряников сохранилось на предприятиях Москвы, Тулы и Вязьмы пряничные доски для работы этих предприятий изготавливали резчики по дереву.
В фондах музея хранится несколько пряничных досок. Мы решили выбрать доску, украшенную буквами русского алфавита. И это символично: в этом году исполняется 100 лет реформе русского алфавита, да и наша интернет-акция называется «Музейная Азбука».

- Дача Башенина – уникальный образец дачной архитектуры в стиле модерн начала ХХ века.
Здание строилось в 1909 году по проекту архитектора Павла Алексеевича Трубникова (1877-1936). Внешне здание выглядит легким, деревянным, но на самом деле оно строилось из прочного кирпича с применением железо-бетонных конструкций. В доме предусматривались электрическое освещение, капитальный водопровод, калориферное отопление и все удобства для комфортного отдыха. Каждая комната второго этажа имеет выход на балкон или веранду, с башни открывается вид на весь город Сарапул и Закамские дали.
Хозяином дачи был городской голова Павел Андреевич Башенин (1868-1910) – купец-лесопромышленник. По наследству дача перешла младшему брату Петру Андреевичу Башенину (1875- ок.1920), который проживал здесь со своей семьей до революции 1917 года.
В 1918 году здание было национализировано, здесь размещался Вотский комиссариат, позднее - туберкулезный диспансер и детский республиканский санаторий.
В 1991 году здание было передано Музею истории и культуры Среднего Прикамья. Здесь открылся художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина», где сейчас представлена коллекция произведений искусства и бытовой культуры.
Указом Президента РФ от 20.02.95 №176 Дача Башенина отнесена к объектам культурного наследия федерального значения.

Информацию еще об одном музейном предмете расскажет Валентина Конюхова, главный научный сотрудник Сарапульского музея:
– Скульптура «Ермак – покоритель Сибири». Модель Забелло П.П., 1877 г. Каслинский чугунолитейный завод. Чугун, литье. Конец XIX - начало ХХ века. На верхней плоскости пьедестала имеется сигнатура автора: Забелла.
Ермак (Ермак Тимофеевич) – казачий атаман, призванный Строгановыми охранять Пермские земли. В 1580-е годы совершил походы в Сибирь, разгромил татарское ханство Кучума и обеспечивал присоединение сибирских земель к русскому государству. Прославлен в русской литературе и народном эпосе как герой – покоритель Сибири. Имя Ермака считалось наиболее почитаемым у жителей Сибири, Урала, Прикамья. Ему посвящено много легенд, песен, рассказов. В XIX веке к его образу обращались русские художники и скульпторы: В.И. Суриков, П.А. Сведомский, М.М. Антокльский, П.П. Забелло. Современные мастера также создают памятники отважному атаману.
Забелло Пармен Петрович (1830 - 1917) – скульптор, академик. Учился в Императорской Академии Художеств, несколько лет стажировался в Италии, во Флоренции. Мастер создал ряд моделей для Каслинского завода художественного литья Пермской губернии. С конца XIX века скульптура неоднократно отливалась на этом заводе. Скульптура «Ермак» находится во многих музеях страны.
Друзья! Продолжаем рассказ о музейных предметам в рамках межрегионального проекта «Музейная Азбука». И сегодня мы говорим о Жуках.
В научно-естественных фондах Музея истории и культуры Среднего Прикамья хранится уникальная коллекция жуков, в которую входит более тысячи представителей жесткокрылых.
– Коллекцию передал в музей один из его организаторов, ученый с мировым именем, энтомолог – лепидоптеролог, Леонид Константинович Круликовский, – комментирует Светлана Шкляева, главный научный сотрудник музея. – Коллекция собрана на территории Вятской губернии в начале ХХ века. Среди жесткокрылых и полужесткокрылых, есть и представители Красной книги Удмуртской Республики. Наибольший интерес присутствует в отношении особей, которые мало описаны в литературе и не включены в Красную книгу Удмуртии, но находятся в коллекции Сарапульского музея.
Один из таких «загадочных» жуков – корнеед-крестоносец (Dorcadion equestre. Laxman 1770) – вид жесткокрылых из семейства усачей. Из описания: «Усики и ноги черные. Голова покрыта белыми или грязно – белыми, либо буроватыми волосками. Надкрылья в темно – буром, черно – буром или почти черном волосяном покрове с белой или грязно – белой крестообразной фигурой». Эти жуки утратили способность к полету, крылья у них отсутствуют, а надкрылья срослись. Всего в роде усачей имеют описание около 400 видов. Жуков корнеедов называют еще корнегрызами, хотя сами жуки питаются листьями растений, а корнями питаются их личинки. Впервые обнаружил и составил описание этого жука Эрик Лаксман (1737 – 1796) – финский ученый. В 1770 году, по приглашению директора академии наук графа В.Г. Орлова, Э. Лаксман экскурсировал по имениям Орловых на берегах Волги. Может тогда и был обнаружен загадочный жук.
В наши дни корнеед-крестоносец занесен в Красную книгу Украины, Молдовы, Тамбовской и Ульяновской областей. В Саратовской области этот жук исчез в 40-х годах ХХ века. В коллекции Сарапульского музея нет аннотирования места сбора жука, известен лишь год – 1909! Где Л.К. Круликовский нашел жука корнееда-крестоносца – загадка! Это поле деятельности исследователей-энтомологов! Приезжайте к нам в музей, делайте большие и маленькие открытия в богатейшем мире ПРИРОДЫ!




– Кольчуга – самая известная часть облачения древнерусского воина, – сообщает музейный сотрудник. – По данным археологических раскопок, она появляется в VII – VIII веке. Кольчуга является рубахой из металлических колец, плотно соединенных между собой. В это время мастерам было достаточно сложно изготовить такую защиту, работа была тонкой и занимала большой отрезок времени. Металл раскатывался в проволоку, из которой сворачивали и сваривали кольца, закрепляемые между собой по схеме 1 к 4. Не менее 20 – 25 тысяч колец уходило на создание одной кольчуги, вес которой составлял от 6 до 16 килограмм. Для украшения в полотно вплетались медные звенья. В XII веке применяется технология штамповки, когда плетеные кольца сплющивались, что обеспечивало большую площадь защиты. В этот же период кольчуги становятся длиннее, появляются дополнительные элементы доспеха: наговицы (железные, плетеные чулки), бармица (сетка для защиты шеи), наручи (перчатки из металла). Под кольчугу надевали стеганую одежду, смягчающую силу удара. Одновременно на Руси применялись ламеллярные (пластинчатые) доспехи. Для изготовления требовалась основа (рубаха) из кожи, на которую плотно крепились тонкие железные ламели. Их длина составляла 6 – 9 сантиметров, ширина от 1 до 3. Пластинчатые доспехи постепенно вытеснили кольчугу и даже продавались в другие страны. На Руси чешуйчатые, ламеллярные и кольчужные доспехи часто комбинировались. Юшман, бахтерец были, по сути, кольчугами, которые для повышения защитных свойств снабжались пластинами на груди.
В начале XIV века приходит новый вид доспехов – зерцала. Металлические пластины большого размера, начищенные до блеска, как правило, надевались поверх кольчуги. По бокам и на плечах они соединялись кожаными ремнями, часто украшались различного рода символикой.
В фонды Сарапульского музея кольчуга попала еще до революции 1917 года (напоминаем, что музей в Сарапуле был создан как музей Сарапульского земства в 1909 году), источник поступления, к сожалению, не известен.
– В 1911 году от сына купца Николая Зылева, Александра, страстного охотника, в Сарапульский музей поступила голова и шкура лося, – рассказывает Светлана Шкляева, главный научный сотрудник Музея истории и культуры Среднего Прикамья. – В те годы в музее подрабатывал таксидермистом и препаратором, будущий директор Сарапульского музея - Дмитрий Васильевич Шабердин. Благодаря именно его таланту сегодня мы с большим удовольствием рассматриваем чучело лося. Могучий красавец, лесной великан: высота в холке - 165 см, длина тела - 235 см, размах рогов - 99 см. Лось относится к отряду "Парнокопытные", у него на каждой ноге четное количество пальцев, покрытых ороговевшим мешочком под названием копыто. На одной ноге у лося 4 пальца, а значит и 4 копыта, на четырех ногах 16 пальцев, следовательно, 16 копыт!
В народе говорят: «На медведя идешь – постель стели, на лося идешь – гроб теши». Лось, прислонившись спиной к дереву, может запросто разобраться со стаей волков своими острыми копытами. Лось очень хорошо слышит и очень плохо видит, если вы встретились с лосем в лесу – не бегите, не кричите, встаньте, обнимите дерево и лось пройдет мимо. Говорят, что лоси живут до 40 лет, но, как правило, этого не происходит – лосей заедают иксодовые клещи, кровососущие насекомые, которые не только высасывают из лосей кровь, но и переносят смертельно – опасные инфекционные заболевания – клещевой энцефалит и боррелиоз. Спасаясь от клещей, лось полностью погружается в воду, где может находиться до двух минут. Но водные процедуры не всегда спасают самое крупное млекопитающее наших лесов.
В Удмуртии насчитывается более 10000 лосей. Наибольшее количество особей насчитывается в Увинском, Игринском и Кезском районах. Очень часто в удмуртских лесах можно встретить повисшие на ветвях или валяющиеся на земле рога лося. После окончания гона, самцы сбрасывают рога (самки рогов не носят). Сброс рогов происходит, как правило, перед Новым годом, а к апрелю месяцу у лося отрастают новые рога на один отросток больше.
Кстати, по количеству отростков, можно сосчитать, сколько лосю лет. Сарапульскому музейному лосю 11 лет, а вот музейный возраст чучела лося перешагнул за 105 лет и лось по праву считается символом нашего музея. Если вы еще не видели нашего лося, то приглашаем в ближайшие выходные в музей для знакомства! А если вы хотите узнать еще больше интересных фактов о самом крупном млекопитающем Удмуртии, предлагаем посетить музейное занятие "В гости к лосю!". Запись осуществляется по телефону: (34147) 4-11-68.

Передаем слово хранителю коллекции "Металл" Музея истории и культуры Среднего Прикамья Лилии Юсуповой:
– Мина морская является самодостаточным взрывным устройством, размещенным в воде с целью повреждения либо разрушения корпусов кораблей, подводных лодок, паромов, катеров и прочих плавсредств. В отличие от глубинных бомб мины находятся в «спящем» положении до момента контакта с бортом судна. Военно-морские мины могут быть использованы как для нанесения прямого урона противнику, так и для затруднения его передвижений на стратегических направлениях.
Морские мины классифицируются по следующим признакам: типу заряда – обычные, специальные (ядерные); типу взрывателя – неконтактные (индукционные, гидродинамические, акустические, магнитные), контактные (антенные, гальваноударные), комбинированные и типу установки – самонаводящиеся (торпедные), всплывающие, плавающие, донные, якорные. Мины обычно имеют округлую либо овальную форму (за исключением мин-торпед), размеры от полуметра до 6 метров (и более) в диаметре. Якорные характеризуются зарядом до 350 кг, донные – до тонны.
Массово морские мины стали применяться в ХХ веке. Во время боксерского восстания в Китае (1899-1901 гг.) имперская армия заминировала реку Хайфэ, прикрывая путь к Пекину. В русско-японском противостоянии 1905 года развернулась первая минная война, когда обе стороны активно использовали массовые постановки-заграждения и прорывы минных полей при помощи тральщиков.
Якорная мина удерживалась на необходимой глубине якорным концом – тросом. Устройство оснащалось системой из свинцового груза и подвешенного над грузом якоря. Якорный конец наматывался на барабан. Под действием груза и якоря барабан высвобождался от тормоза, и конец сматывался из барабана. Когда груз достигал дна, сила вытягивания конца уменьшалась и барабан стопорился, за счет чего «адская машина» погружалась на глубину, соответствующую расстоянию от груза до якоря».
В Сарапульском музее представлена мина морская, якорная, которая состоит из корпуса в форме шара и якоря в виде сегмента, скрепленного с корпусом проволочным тросом. Мина найдена водолазами на дне реки Кама и была передана в музей в 1937 году сотрудниками охраны сарапульской пристани, о чем сделана запись в книге поступлений музея.
