Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

Партнерский проект Совета музеев ПФО "Истоки. Рождённые на Волге"

Музей истории и культуры Среднего Прикамья, состоящий в Совете музеев Приволжского федерального округа, стал одним из партнеров проекта «Истоки. Рождённые на Волге». Инициатором проекта выступает Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Культурному фонду имени И.А. Гончарова.
Как сообщают организаторы, в ПФО входят четырнадцать областей и республик, где проживает 30 миллионов человек и более 23 национальностей, говорящих на 14 различных языках. Проект несет просветительскую миссию - знакомит людей с образцами материальной и нематериальной культуры народов, проживающих в регионе, с их историей и традициями.
Уникальность акции заключается в том, что впервые будут задействованы ресурсы 57 музеев России - членов Совета музеев Приволжского федерального округа. 
В рамках межмузейной акции на протяжении года будут проводиться интернет-акции и онлайн-выставки, а также публиковаться тематические статьи. За проектом можно следить не только в специальном разделе сайта музея, но и в социальных сетях учреждения культуры по единым хэштегам: #ИстокиРожденныенаВолге#ПрезидентскиегрантыРФ#СоветмузеевПФО
#Волга#ИстокиВолга#НародыПоволжья#КультураРФ

С 6 по 12 декабря в рамках премьеры проекта стартует тема «Первые изображения городов и поселений Поволжья». Начинаем проект с разговора об истории Сарапула, его первых упоминаниях и символах города. А поможет нам в этом ученый секретарь Музея истории и культуры Среднего Прикамья Екатерина Касимова.
Самое раннее упоминание географического названия «Сарапул» встречается в 1579 году в писцовой книге московского сотного писца Ивана Яхонтова по Чердынскому уезду, где зафиксированы многочисленные случаи бегства крестьян «на Сарапул». Здесь Сарапулом называлась обширная территория в Среднем Прикамье, где с давних времен существовали поселения финно-угорских, а позднее тюркских племен и народов.
К 1596 году относится следующая запись: «В Сарапуле и Сиве ловят рыбу….» (Российский государственный архив древних актов, фонд №1209 «Поместный приказ, писцовые книги»). В тексте источника также нет прямого упоминания населенного места, но, не исключено, что уже в тот период существовало поселение на месте современного города Сарапула.
Сарапул как населенный пункт под названием «село Вознесенское» впервые упоминается в 1621 году в Дозорной книге Осипа Зюзина: «села Вознесенского, что на Сарапуле, а в нем 132 двора».
Село Вознесенское становится одним из ключевых пунктов Камской опорной линии Российского государства, ему отводится роль охраны участка вновь созданной границы. Это место на Каме являлось значимым пунктом Арской дороги в «Сибирские земли».
В 1704 году впервые в «Описи низовых городов» встречается описание деревянной бревенчатой крепости в дворцовом селе Сарапул, составленное казанским воеводой Е.А. Кудрявцевым «Городок деревянной рубленной двоестенной. А по мере вкруг 379 сажен, в вышину 2 сажени с аршином. На нем 10 башен, в том числе 5 башен проезжие…». О деревянной крепости на возвышенном правом берегу Камы писали и участники Великой Северной экспедиции Санкт-Петербургской Академии наук академики Г.Ф. Миллер и И.Г. Гмелин в 1733 году, участники Физической экспедиции 1768-1774 годах под руководством Петра Симона Паласса. Подробно о местоположении крепости и внутренних её строениях рассказывает «Описание Сарапула» 1764 года, составленное Василием Мироновым: «Подле Вознесенской соборной церкви на север управительский двор, под ним земли длиннику от улиц что меж церковью и двором от ворот до городовой стены двадцать девять, в другом конце, что на восток,- тридцать восемь, поперешнику – двадцать шесть сажен с половиной…».
Крепость была главным символом дворцовой слободы Сарапул вплоть до конца XVIII века и стала первым и главным визуальным символом города на все времена.
Сарапульская крепость на возвышенном берегу изображена на первом историческом гербе города Сарапула, разработанном придворным герольдмейстером А.А. Волковым и утвержденном 28 мая 1781 года императрицей Екатериной II, после дарования Сарапулу в 1780 году статуса уездного города.
«В серебряном поле на высокой горе деревянный рубленый город, которое здание оное место примечания достоин…», — говорится в описании герба.
Сегодня исторический герб города Сарапула является гербом Муниципального образования «Город Сарапул» и центральным элементов флага современного города.
Изображение герба и макет крепости представлены в постоянной экспозиции историко-краеведческого музея.
Кстати, в 2019 году к 110-летнему юбилею Сарапульского музея к созданию готовится новая экспозиция «Сарапул-форпост Прикамья», раскрывающая раннюю историю Сарапула с момента заселения территории до формирования и развития городских структур. Об открытии новой экспозиции мы непременно сообщим на ресурсах музея в социальных сетях и на сайте.
«Этнопалитра Поволжья»: народный костюм – очередная заявленная тема партнерского межмузейного проекта «Истоки. Рождённые на Волге». С 24 по 30 января музеи, входящие в состав Совета музеев Приволжского федерального округа на своих ресурсах будут рассказывать о национальных костюмах, хранящихся в собрании и демонстрируя их отдельные элементы.
Музей истории и культуры Среднего Прикамья в рамках проекта представляет русский костюмный комплекс – народный костюм, являющийся одним из основных в этнографической коллекции старейшего учреждения в регионе. Передаем слово заведующей отделом – руководителю историко-краеведческого музея Оксане Ратниковой.
Удмуртия – многонациональная республика, здесь проживают представители более 100 национальностей и этнических групп.
Город Сарапул занимает особенное место в составе республики, преобладающая часть населения – русские.
Территория Среднего Прикамья, географически располагаясь на стыке леса и степи, издавна была заселена народами финно-пермской языковой семьи – удмуртами, коми-зырянами и коми-пермяками. Многочисленные археологические объекты на территории Сарапульского района и города свидетельствуют об исторических и культурных традициях финно-угорских народов Прикамья.
После разгрома Казани в 1552 году в отсутствии грозного противника в лице Казанского ханства русское население из верхнекамских земель начинает освоение правобережной части Средней Камы. Основные миграционные потоки идут на Среднюю Каму с северорусских земель через Вятку и Верхнее Прикамье, в меньшей степени через Среднее Поволжье из центральных районов Московского государства.
Дмитрий Константинович Зеленин, этнограф, изучая культуру сарапульцев, относил местных жителей к «пермским русским» и считал, что «Сарапульцы… это в сущности сибиряки…».
Николай Николаевич Блинов, этнограф, краевед, священнослужитель, подтверждал, что в 1584 году в Башкирский край, в границах которого располагался Сарапул, являются переселенцы – «русские из нынешней Казанской, Сибирской и Пермской губерний как припущенники за ясом». О двух потоках заселения Среднего Прикамья пишет и современный исследователь Пермской земли Георгий Николаевич Чагин: «Здесь начинают селиться русские крестьяне из Северного Прикамья и Среднего Поволжья».
С 1780 года Сарапул стал центром Сарапульского уезда Вятской губернии.
Этнографические материалы, поступившие в Сарапульский музей в начале XX века, дают представление о материальной и духовной культуре населения Сарапульского уезда. В их числе предметы русского народного костюма, ставшие основой этнографической музейной коллекции.
Среди первых поступлений от учредителей музея была коллекция головных уборов, поступившая от Михаила Семеновича Тюнина, а также предметы бытовой утвари, поступившие от Порфирия Павловича Беркутова.
Дореволюционные музейные собрания русских костюмных комплексов достаточно выразительны – это сарафаны: косоклинные, дубасы, круглые; юбки; рубахи; головные уборы: кокошники, повойники, шамшуры, а также предметы мужского гардероба: рубахи и штаны (около 100 предметов).
Одежда русских народов, проживающих в регионе, несет в себе традиции северорусского населения.
Ярким примером является женский комплекс, представленный в основной экспозиции музея. Костюм состоит из праздничной рубахи белого цвета, косоклинного сарафана, женской нагрудной одежды – епанечки, головного убора – кокошника, датированные периодом кон. XIX - нач. XX вв.
Рубаха была основой крестьянской одежды, ее носили отдельно и обязательно включали во все ансамбли: поневный, сарафанный и с юбкой.
К рубахам было особое отношение: с ними связывались различные поверья о благополучии человека. Существовали рубахи и для особых случаев, например, надеваемые на покос. Повседневные рубахи шили из однотонного и цветного холста, праздничные из однотонного холста или фабричной ткани и украшали ткаными узорами.
До середины XIX века русские женщины носили в основном белую льняную или посконную (конопляную) рубаху, украшенную вышивкой или узорным ткачеством, вставками кумача, реже ситца. Со второй половины XIX века в районах, прилегающих к городам и торговым центрам, белую рубаху стали заменять цветной, изготовляя ее из кумача, пестряди, комбинируя с ним белый холст.
Важным по значимости в комплексе крестьянской одежды был сарафан. Сарафан носили поверх рубахи. В крестьянский костюм сарафан пришел не ранее XVII века. Его шили из привозных шелковых, парчевых и шерстяных тканей и украшали по вороту, проймам и подолу узкими полосами золотого шитья.
Конец XVIII – начало XIX веков были периодом триумфа косоклинного сарафана в народном костюме центральных, северных и отчасти южных областей России. В середине XIX века косоклинный сарафан сменяется круглым, так называемым московским, который шили из кумача, ситца, пестряди, а праздничные из более дорогих тканей.
Непременной принадлежностью сарафанного комплекса являлась нагрудная одежда – душегрея из дорогих материй. На Среднем Урале она была известна, как шугай или епанечка. Покрой их был прямым и косоклинным.
На рубеже XIX – XX веков повседневными головными уборами женщин были платки, косынки, шали, полушалки. Наравне с ними продолжали бытовать старинные уборы, близкие по форме и названию к Северным и средне-русским. Девушки носили налобные повязки в виде широкой полоски, в будни – из льна, а в праздники шелковые с украшениями из бисера, позумента, серебряных и золоченых нитей. Замужние женщины носили кокошники, повойники, шамшуры, которые впервые надевали в день свадьбы.
Распространенной женской обувью были лыковые или берестяные лапти с круглым носком.
Сегодня дореволюционное музейное этнографическое собрание является бесценным источником в изучении народов, проживающих в регионе.
Сарапульский музей совместно с городским отделением Всеудмуртской Ассоциации «Удмурт Кенеш» присоединился к третьему этапу партнерского межмузейного проекта «Истоки. Рождённые на Волге».
19 февраля, в заключительный день проведения акции под названием «Мир дому твоему», мы представляем рассказ об уникальном печатном издании из собрания музея – первой газеты на удмуртском языке «Гудыри». Вы не только узнаете историю становления газеты, но и услышите небольшой фрагмент материала, опубликованного в издании.
В сюжете используются два языка: национальный – удмуртский и русский перевод. Приятного просмотра и знакомства с историей края!


Партнерский проект «Истоки. Рождённые на Волге», поддержанный музейным сообществом Приволжского федерального округа, продолжается. Четвертая по счету тема проекта называется «Народ, одетый в самоцветы». 

С 12 по 19 марта в сети Интернет музейщики будут рассказывать об украшениях и головных уборах народов Поволжья, представленных в экспозиции и фондовом собрании. 

Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник поведает об удмуртском женском головном уборе – «Айшоне» и обряде, связанным с этой уникальной вещью. Передаем слово заведующей отделом «Дача Мощевитина – детский музейный центр» Марине Бондарь.

В культуре народов Поволжья искусство удмуртов красочно и многообразно. Особый интерес представляют костюмные комплексы конца ХIХ - начала ХХ веков, сохранившиеся до наших дней и их изображение на картинах сарапульских художников.  

В собрании Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника есть уникальная картина Порфирия Павловича Беркутова «Удмуртка в айшоне».

«Айшон» - национальный женский головной убор. Имел в основе полоску бересты в форме усеченного конуса, обшитого холстом, спереди конусообразный колпак покрывался монетами, по краям украшался бусами и бисером. Покрывался такой головной убор «сюлыком». Высота «айшона» достигала 35 см. 

С берестяным «айшоном» и «сюлыком» у удмуртов связано много традиций и обрядов. Один из обрядов проходил следующим образом, в день свадьбы прежде, чем одеть на невесту женский головной убор, «айшон» выкладывали на стол и родственники со стороны жениха прикрепляли к нему в качестве подарков различные подвески и монеты. А перед тем как выводить невесту к гостям совершали обряд. Под «сюлыком» по очереди плясали несколько женщин и только после этого покрывали им невесту. После свадьбы молодыми совершалось жертвоприношение и моление целый день в куале (постройке культового назначения). Для такого обряда молодые не жалели ни лучших явст, ни лучшей кумышки. Молодая хозяйка пекла пироги, а муж шел в лес за пихтовыми ветками, которые ставили в передний угол куалы. Перед ветками размещали жертвенную пищу и женский головной убор «айшон» с «сюлыком». 

После этого обряда при каждом семейном молении в куале расстилался женский «сюлык». На этот «сюлык» полагался хлеб, кусок вареного мяса и каша. «Айшон» у жены жреца хранился как ритуальный предмет в родовом святилище и передавался из поколения в поколение, до той поры пока не истлеет.