Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

Мы в соц. сетях

Скульптурой из собрания Сарапульского музея заинтересовались петербуржцы

Скульптурой из собрания Сарапульского музея заинтересовались петербуржцы

Посетители Художественно-выставочного комплекса Музея истории и культуры Среднего Прикамья «Дача Башенина» хорошо знают скульптуру из мрамора «Сидящий старик». Это работа известного скульптора Леопольда Синаева-Бернштейна (1867-1944), поступившая в Сарапульский музей в 1925 году из Государственного музейного фонда.

Музейная работа позволяет делать интереснейшие открытия, потому, что она связана непосредственно с предметами, а каждый из них имеет свою историю. Так получилось и с упомянутой скульптурой. Выполняя запрос специалистов крупнейшего музея русского искусства в мире – Государственного Русского музея – о нахождении в Сарапуле произведения Л.С. Синаева-Бернштейна, мы получили не просто благодарность за информацию. Заведующая отделом скульптуры Русского музея Наталья Логдачева атрибутировала нашу скульптуру как «Ездра (Эзра) в отчаянии» и прислала свою статью о скульпторе. Авторский материал вошел в сборник статей научной конференции «Страницы истории отечественного искусства», которая проходила в 2016 году на площадке Русского музея.

Удивительно иногда складывается судьба произведений, – отметила коллега из Русского музея. – Я писала статью о Синаеве-Бернштейне, в которой говорится и о Сарапульском «Старике». Его правильное название «Ездра в отчаянии».

Буквально на следующий день Наталья Викторовна попросила разрешение на размещение фотографии нашего предмета в каталоге выставки «Русские скульпторы в Париже», которую к концу года планирует открыть музей в Санкт-Петербурге.

По информации открытых источников сети Интернет узнаем, что «Е́здра (от греч. Έσδράς; ивр. ‏עֶזְרָא‏‎, Эзра; лат. Esdras – около V века до н.э., в исламе известен под именем Узайр) – иудейский священник, возвратившийся после Вавилонского плена и воссоздавший еврейскую религиозно-этническую идентичность на основе закона Торы. Персонаж и заявленный автор Книги Ездры. В Талмуде Эзра расценивается как один из величайших деятелей еврейской истории и основоположник раввинистического иудаизма. Иосиф Флавий описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса».

Добавим, публикация предметов из собрания Сарапульского музея в российских и зарубежных изданиях распространенное явление. Произведения из наших фондов доступны широкому кругу ценителей русской культуры в различных журналах, книгах и каталогах. Например, в 2012 году в одном из номеров журнала «Искусствознание» исследователь Ольга Давыдова представила материал под названием «Обертоны» русского символизма. Ф.В. Боткин, А.И. Савинов, Н.Я. Хавкина и другие в контексте интернационального модерна». В статье была размещена репродукция с картины Федора Боткина «Натурщица». Издание выпускается Государственным институтом искусствознания при поддержке Министерства культуры России.

В 2017 году работа известного живописца и графика Михаила Шемякина «Портрет сына Феди» выставлялась в Музее русского импрессионизма в Москве, а картина близкого друга знаменитого пейзажиста Исаака Левитана – Софьи Кувшинниковой «Полевые цветы» нашла отражение в книге московского издательства «Гелиос АРВ». Издательство специализируется на выпуске научной и учебной литературы для высших учебных заведений.

В настоящее время Русским музеем готовится каталог-резоне о творчестве выдающегося мастера русской живописи рубежа XIX и XX веков - Михаила Нестерова. В каталог среди прочих работ войдет также репродукция картины художника «Голова мальчика» из собрания Музея истории и культуры Среднего Прикамья.

Эти и другие работы художников конца XIX – начала XX веков представлены в экспозиции Художественно-выставочного комплекса «Дача Башенина». Экспозиция открыта ежедневно, с 10.00 до 18.00, кроме понедельника. Адрес: г. Сарапул, ул. Достоевского, 60.

Для справки:

Государственный музейный фонд был образован в 1918 году, как структурное подразделение органов управления музейным делом, осуществлявшее хранение, инвентаризацию, перераспределение предметов музейного значения между музеями страны и антикварной торговлей. Музеям предоставлялось право продажи тех памятников истории и культуры, которые были дубликатными, либо не вписывались в музейные фонды по идеологическим причинам. Госмузфонд просуществовал до 1927 г., когда было принято решение о реализации накопленных им богатств через систему антиквариата Наркомвнешторга для обеспечения социалистического строительства в стране средствами. Собрание Музея истории и культуры Среднего Прикамья насчитывает несколько сотен предметов из Госмузфонда.

© Пресс-служба Музея истории и культуры Среднего Прикамья.
Информация не имеет возрастных ограничений.

Возврат к списку


вернуться на главную