Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

ЖИВОПИСЬ

Коллекция «Живопись» - одна из старейших коллекций музея. Ее комплектование начинается со дня основания музея. В период 1909 - 1912 гг. художником А.А. Сведомским были переданы Музею Сарапульского земства картины его брата, П.А. Сведомского: «Вечер» и «Трубка». Благодаря усилиям Д.В. Шабердина, музей получает в дар монументальное станковое полотно П.А. Сведомского «Казнь Ермака». В 1911 году Дмитрий Васильевич подарил музею еще две работы Павла Александровича, попавшие к нему, очевидно, также от А.А. Сведомского «Голова Божьей Матери» и карандашный эскиз к ней.

В те же годы в музей начали поступать картины сарапульских художников А.П. и П.П. Беркутовых. До революции братья Африкан и Порфирий Павловичи Беркутовы были одними из немногих представителей профессионального художественного искусства на территории современной Удмуртии. Поэтому высок интерес к их творчеству. В настоящее время в фондах музея хранится около 50 работ и рисунков этих художников. Среди бескорыстных дарителей музея - Мария Беркутова, младшая дочь Африкана Павловича, передавшая в 1968 году 20 работ отца. Рисунки и несколько картин А.П. Беркутова передала в 1981 году Е.П. Бессмертных, жительница города Сарапула, близко знавшая семью Беркутовых.

В 1924 - 1926 гг., в период расцвета советского краеведения, музей активно комплектовался из Государственного музейного фонда. Созданный в 1918 году при активном участии И.Э. Грабаря, фонд предназначался для централизации и дальнейшего распределения памятников искусства между музеями разного профиля. В Сарапульский музей тогда поступает 40 работ знаменитых русских художников конца ХIХ - начала ХХ вв. Среди них работы М.В. Нестерова («Голова мальчика»), И.К. Айвазовского («Закат»), А.П. Боголюбова («Вид французского города»), Ф.А. Бронникова («Итальянский пейзаж»), С.П. Кувшинниковой («Полевые цветы»).

Картины, относящиеся к дореволюционному периоду, в последние годы попадали в музей сравнительно редко, в основном, благодаря коллекционерам. Так, «Автопортрет» А.А. Сведомского поступил в 1980 году от ленинградца Цуркиса.

В 1980-е годы фонд живописи пополнился картинами московского художника, члена Союза художников СССР Юрия Владимировича Жигалова, который буквально влюбился в наш город и создал изобразительную серию видов старого Сарапула.

Одновременно комплектование коллекции шло по линии Российского Фонда пропаганды изобразительного искусства (РОСИЗО). Так, в 1986 году в художественный отдел поступили три пейзажа Н. Федосова, а в 1989 году его жанровая работа «Мостик».

В музее в 1970 – 1980 гг. активно использовалась форма комплектования коллекций по итогам проведения музейных выставок. Фонды музея пополнились интересными работами художников российского и республиканского уровня.
С выставки замечательной художницы Лидии Тимошенко, состоявшейся в 1989 году, были закуплены работы «Брат Коля», «Луна», «Улица Азина», «Н. Пальшин - председатель колхоза». Эти картины были написаны в нашем городе во время пребывания Л. Тимошенко в эвакуации. Позднее специалисты назовут этот период творчества художницы сарапульским.

Основа живописного собрания - работы местных авторов, преимущественно удмуртских, среди них А. Кожевников, В. Жарский, А. Сенилов, Л. Холмогоров, И. Бехтерев. Также широко представлено художественное творчество Сарапульской Ассоциации художников на современном этапе. Среди них работы В. Пузакова - участника выставки «Большая Волга», Р. Хусаинова, В. Калинина и других.

Следует отметить, что за годы существования музея в художественном отделе фондов сосредоточилось много работ неизвестных художников, имеющих небольшую художественную ценность. Это копии с картин известных русских художников, репродукции портретов космонавтов, ученых и т.п.