Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)
  1. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  2. О музее
  3. Новости
  4. Картину «Казнь Ермака» из собрания Сарапульского музея-заповедника отреставрируют специалисты из Москвы

Картину «Казнь Ермака» из собрания Сарапульского музея-заповедника отреставрируют специалисты из Москвы

Июль 13, 2022

Как известно, Сарапульский музей-заповедник обладает самой богатой и уникальной фондовой коллекцией. Особую ценность в собрании музея представляют произведения именитых русских художников XVIII – ХХ веков. Этой весной самое крупное дореволюционное полотно из хранящихся в Удмуртии – высотой в 6 метров – «Казнь Ермака» Павла Сведомского стало объектом пристального внимания представителей Академии художеств России. Вчера, 12 июля, гости из Москвы вновь посетили город Сарапул и в Год культурного наследия народов России выразили заинтересованность в реставрации картины.

Эта картина, когда-то положила начало формированию коллекции живописи. В 1909 году от имени учредителей музея было написано письмо художнику Александру Сведомскому, чье имение находилось рядом с Сарапулом. Александр Сведомский откликнулся на просьбу. В декабре 1909 года в местной газете «Прикамская жизнь» появилась заметка «Картина Сведомских в Сарапуле»: «В Сарапульский земский музей пожертвована А.А. Сведомским неоконченная картина покойного брата Павла Александровича. Сюжет картины – пленник, привязанный к дереву и расстреливаемый толпой детей под руководством старших. Судя по деревянным идолам, там и сям разбросанным среди пейзажа, действие происходит, быть может, в доисторическое время. Нижняя часть картины наименее отделана и частью набросана. Громадные размеры картины не позволяют пока выставить ее в помещении музея. Пользуясь случаем напомнить публике, что хотя с именем братьев Сведомских каждый интересующийся искусством, неразрывно связывает представление об античной жизни под голубым небом Италии, на берегу сверкающего красками Средиземного моря, но мало кто, кроме лиц специально занимающихся историей русской живописи, знает, что эти блестящие художники – уроженцы унылого севера. Их родовое имение Михайловский завод находится в 30 верстах от Сарапула, в глуши Осинского уезда».

Громадные размеры картины, о которых говорится в статье, действительно впечатляют – полотно размером 6 на 4 метра долгие годы хранится в фондах городского музея на валу. Сотрудники, проработавшие в музее десятки лет, об этом предмете имели представление только по изображению на почтовой открытке, напечатанной еще до революции. Самостоятельно раскручивать полотно специалисты не могли. По музейным правилам подобные операции проводятся под руководством только опытных реставраторов. Именно в этом качестве и выступили московские гости. Они сделали эскиз нового вала, большего по диаметру для дальнейшего хранения полотна. В марте огромное полотно расстелили на приготовленной основе в одном из залов музея. И, к большой радости, все собравшиеся увидели картину в весьма неплохом состоянии. Специалисты отметили, что необходимо провести укрепление некоторых фрагментов и выразили готовность помочь Сарапулу в дальнейшей работе по сохранению и реставрации уникального полотна.

Вчера с деловым визитом в Сарапульском музее побывали Владимир Анисимов, академик Российской Академии художеств, президент региональной общественной организации художников «Бюро творческих экспедиций»; Ольга Яушева, член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации; Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации и консервации памятников и Николай Колесников художник-реставратор станковой масляной живописи Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В присутствии начальника Управления культуры, спорта и моложенной политики города Сарапула Игоря Манылова, членов экспертно-фондовой комиссии музея и приглашенных специалистов картина была вновь развернута. Сотрудники Пушкинского музея провели визуальный осмотр и фотофиксацию фрагментов полотна.

Специалистами был озвучен предварительный план реставрационных работ. После проведения визуального осмотра полотно было накатано на вал в ожидании дальнейших работ.

Творчество художников братьев Сведомских представлено в экспозиции Сарапульского музея несколькими работами: «Прибой», «Трубка», «Голова Богоматери», «Мужской портрет», «Вечер». Братья Сведомские получили блестящее художественное образование в Европе, овладели всеми тайнами академического искусства, успешно выставлялись на выставках, имели успех, награды и популярность. В Риме у них была своя мастерская, где создавались картины.

Возвращаясь в Россию, Павел Сведомский обращался к темам русской истории и быта. Здесь были созданы картины «Юродивый», «Бедная невеста», «Казнь Ермака». Они писались в Михайловском имении, в доме была обустроена большая мастерская по принципу римской мастерской.

Выражаем большую благодарность за поддержку проекта Министерству культуры Удмуртской Республики, Администрации города Сарапула, Почетному гражданину города Сарапула Анатолию Наумову и, конечно же, гостям из Москвы.

Сарапульские музейщики уверены, что после реставрации эта картина сыграет свою роль в популяризации российской истории и патриотическом воспитании подрастающего поколения.

© Пресс-служба Сарапульского музея-заповедника.
Информация не имеет возрастных ограничений.

Яндекс.Метрика