Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

Интернет-акция "Музейная азбука"

Друзья! Представляем первый предмет в рамках Международного проекта "Музейная азбука". Итак, в сегодняшний четверг, 25 января - буква "А". И это "АГУТИ", южноамериканский золотистый заяц, чучело которого есть в собрании нашего музея.
Рассказывает Светлана Шкляева, главный научный сотрудник Музея истории и культуры Среднего Прикамья:
- В Сарапульском музее, в коллекции «Зоология», хранится удивительное чучело. Посетители, приходившие на выставку «Диагноз: краевед. Врач Ф.В. Стрельцов», посвященную врачу, инициатору и организатору музея Сарапульского Земства, с удивлением останавливались и рассматривали чучело животного, не встречающегося в нашей флоре. Еще больше они удивлялись, узнавая, что это чучело зайца АГУТИ – южноамериканского золотистого зайца, его еще называют горбатым зайцем. Агути из отряда грызунов с короткими ушами и хвостом, у него хорошо развиты передние лапы, которыми он подает себе еду: цветы, листья, кору, корни, упавшие плоды и даже бразильский орех, который он с легкостью разгрызает. Хотя другие животные не в силах это сделать. Как же появился заяц агути в сарапульском музее? Можно просто ответить от врача Федора Васильевича Стрельцова. Но на самом деле здесь интереснейшая история.
В 20-е годы в Ижевске (город в 60-ти км от Сарапула, ныне столица Удмуртской Республики) гастролировал цирк тогда еще зарождающейся династии Дуровых. Руководителем был Анатолий Анатольевич Дуров – уникальный артист цирка, клоун и дрессировщик, сын Анатолия Леонидовича и племянник Владимира Леонидовича Дуровых. Среди животных, с которыми выступал Анатолий Дуров, был и заяц агути. Трагедия случилась 19 ноября 1928 года. На охоте произошел несчастный случай, описанный в книге Ф.В. Стрельцова «Анатолий Анатолиевич Дуров». Собака, потянувшись за заячьей лапкой, прыгнула к охотнику, у которого вторая рука придерживала охотничье ружье, рука дернулась, прогремел выстрел прямо в стоявшего рядом А.А. Дурова. Возможности спасти великого артиста не было. Похоронен Анатолий Анатолиевич на месте гибели, в Ижевске. Что стало с цирковыми животными неизвестно, однако чучело зайца агути из цирка А.А. Дурова хранится в фондах нашего музея.
Многие ошибочно полагают, что династия дрессировщиков Дуровых и сарапульская кавалерист – девица Надежда Дурова - родственники, но это ошибочная версия и совсем другая история, о которой мы вам расскажем на страницах интернет-акции «Музейная азбука».

В первый четверг месяца, 1 февраля мы представляем очередной предмет из серии "Музейная Азбука". И сегодня предмет на букву "Б" и это: Балалайка!
Рассказывает Марина Шитова, заведующий отделом фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья:
Коллекция музыкальных инструментов сарапульского музея не большая, но в ней есть интересные предметы. Одна из балалаек сделана в Ленинграде в 1957 году на фабрике музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского.
Балалайка – самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…
Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и М. Горький.
П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».
Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.
Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.
Сейчас в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где балалайка играет важную роль. Стоит отметить наш, сарапульский ансамбль «Русский дивертисмент», состоящий из педагогов детской школы искусств № 1 – постоянный участник городских мероприятий, хорошо знакомый жителям нашего города.

На календаре четверг, 8 февраля, а значит пора рассказать еще об одном предмете из богатейшей коллекции Музея истории и культуры Среднего Прикамья. Сегодня в рамках проекта "Музейная Азбука" предмет на букву "В": вафельница (прянишница) - форма для выпечки вафель.
Рассказывает Лилия Юсупова, хранитель коллекции «Металл»:
- Официально вафельницу изобрел американец по имени Корнелиус Свартхаут, житель штата Нью-Йорк в 1869 году. Она представляла собой две части, которые соединялись между собой. Их нужно было прогревать на угле и переворачивать.
Произошло слово вафли от немецкого «Waffel», что в переводе означает ячейка или соты. Действительно, вафли, особенно приготовленные в вафельнице, по своей структуре напоминают пчелиные соты.
Как и многие другие исконно русские традиции, традицию печь вафли завезли на Урал немцы. Еще при Петре I зарубежные специалисты, приезжая строить заводы, обустраивались надолго, потому привозили с собой семьи. Отдохнуть от сурового края можно было только дома за чаем со сладостями. При этом сахар был неслыханно дорогим и редким колониальным товаром.
Только в 1753 году в английской кулинарной книге впервые появляется общедоступный рецепт вафель (до этого рецепт держался в секрете). Добавлю, что для Вас в конце релиза мы приводим один из старинных рецептов вафель. В XVIII веке вафли появляются и в России. До революции, в Российской империи, вафельницы изготавливал Каслинский чугунолитейный завод.
Конструкция, как видно на фотографии, выглядела так: две металлические ручки, соединённые между собой (по тому же принципу что и части ножниц), к концам которых посредством клепки закреплены жарочные плиты из чугуна. На рабочей поверхности плит наносился рисунок или орнамент. Первые вафли пекли в печке или на открытом огне. И без длинных ручек вытащить нагретую вафельницу, пока содержимое не превратилось в угли, было невозможно. Рабочая часть отлита из чугуна - две одинаковые пластины с орнаментом на внутренней стороне. К пластинам заклепками присоединены длинные ручки. С их помощью пластины можно раскладывать. Чтобы вафельница не раскрывалась сама в печи и для удобства транспортировки - хранения на конце ручек установлена накидная петля. Вафли пекли далеко не каждый день, обычно делали на праздники. Процесс выпечки требовал от хозяек прямо таки металлургических навыков. Вафельницу надо было накалить, раскрыть, залить тесто, закрыть вафельницу и снова сунуть ее в печь.
Удивительно, что таких вафельниц осталось весьма немного. Были до революции любимы вафельницы с государственными двуглавыми орлами - от них избавлялись в первую очередь. Можно предположить, что в ходе антирелигиозных кампаний досталось вафельницам с крестами.
В заключение приводим рецепт вафель из старой кулинарной книги конца XIX - нач ХХ века: вафли английские с вареньем. Положить 5 желтков, ¼ фунта муки, 1 ложка дрожжей, 2 ложки сахара, размешать, развести немного подогретым портером (сорт пива) и поставить в тёплое место. Когда взойдут, размешать со взбитыми в пену белками, положить 1/4 бутылки взбитых сливок, размешать, поставить на лёд, и спечь в чугунной вафельной доске. Когда форма разогреется, смазать маслом, положить кусок слоёного или сдобного теста, поставить на плиту, через 3 минуты переворотить и оставить ещё на 2 минуты, потом снять форму, обрезать кругом, открыть форму и вынуть осторожно вафлю. Разогреть снова форму, налить массы и испечь до последней. Когда будут готовы, уложить на блюдо, посыпать мелким сахаром с лимонною цедрою, а варенье подать особо.
Припасы: 3 ложки масла, 5 яиц, ¼ фунта муки, 1 ложка дрожжей, ¼ бутылки сливок, 3 ложки сахара, ¾ фунта варенья.
Отметим, 1 фунт равен 400 граммам.


По сложившейся традиции, четверг, 15 февраля мы посвящаем рассказу об очередном музейном предмете из собрания Музея истории и культуры Среднего Прикамья. На этот раз главным героем рубрики "Музейная Азбука" становится предмет на букву "Г". И это: Гвоздь.
Стоит сказать, что в нашем музее находится барка периода XIX - XX веков, обнаруженная на берегу реки Камы в 2015 году. Бревна крепятся друг к другу коваными гвоздями. Гвозди вызвали интерес, в фондах музея их хранится достаточно много. В настоящее время фрагменты этой барки экспонируются в зале истории города в историко-краеведческом музее. Решается вопрос о включении ее в экспозиционное пространство: проектируется специальный подиум.
Передаем слово хранителю коллекции «Металл» Лилии Юсуповой:
- Гвоздь - простейший крепежный инструмент, известный с древности. Появились гвозди еще у первобытного человека. В качестве гвоздя он использовал кости рыб и животных, колючки растений, заостренные корни и щепы деревьев. Ими скрепляли части построек, лодок, прибивали шкуры, служившие защитой от ветра и снега.
Первые гвозди, которые пришли к нам с IV тысячелетия до нашей эры были обнаружены при раскопках между реками Тигр и Евфрат в Западной Азии. Они представляли собой заостренные стержни из глины, по форме очень похожие на желуди. Гвоздь используется повсеместно и для различных целей. Без гвоздя ни ремонта сделать, ни повесить на стену картину, да зачастую и обувь они помогают починить домашнему мастеру. Но гвоздь нужен не только в быту.
Без больших гвоздей - костылей не проложить железную дорогу, без гвоздя не обходятся ни мебельная, ни обувная, ни другие фабрики. Нужен он и в строительстве, и в судостроении. Гвозди являются одними из лучших ключей к разгадке исторического возраста здания. Особенно это помогает при определении возраста зданий, построенных в ХVIII, ХIХ веках, когда технология производства гвоздей очень быстро изменялась. В основном в этот период гвозди использовались для строительства крыши, где они применялись для крепления лаг и обрешетки. Вплоть до начала прошлого века, когда придумали машины для изготовления кованых гвоздей, их делали вручную. Рабочий раскалял железный прут, оттягивал на наковальне, отсекал небольшой сегмент, заострял на одном конце. Формировали шляпку в специальном устройстве - гвоздильне. Другой способ был таков: из железной полосы нарезались костыльки, потом их острили и загибали на шляпке. Оба процесса были очень трудоемкими. Гвозди были довольно дорогими и дефицитными, поэтому при пожаре люди просеивали пепел от зданий, в надежде отыскать гвозди. К середине XIX века на рынке стали преобладать резаные гвозди. Резаные гвозди на самом деле не отрезались, а выстригались из листовой стали. Толщина листа металла являлась толщиной гвоздя. Эти гвозди обычно называли квадратными гвоздями, для их производства применяли резательную машину. Вторая машина формировала шляпки резаных гвоздей.
Гвозди ручной ковки были сужены со всех четырех сторон, а резаные гвозди имели две параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали, из которого они были выстрижены. На Руси гвозди ковали с X—XIII веков. Причем это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. На Руси издревле применялись кованные гвозди, и в X—XI вв. появляется специальность кузнеца-гвоздочника, который ковал в основном только гвозди.
Наш предмет выкован, скорее всего, в XVIII веке.