Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

Интернет-акция "Музейная азбука"

Друзья! Представляем первый предмет в рамках Международного проекта "Музейная азбука". Итак, в сегодняшний четверг, 25 января - буква "А". И это "АГУТИ", южноамериканский золотистый заяц, чучело которого есть в собрании нашего музея.
Рассказывает Светлана Шкляева, главный научный сотрудник Музея истории и культуры Среднего Прикамья:
- В Сарапульском музее, в коллекции «Зоология», хранится удивительное чучело. Посетители, приходившие на выставку «Диагноз: краевед. Врач Ф.В. Стрельцов», посвященную врачу, инициатору и организатору музея Сарапульского Земства, с удивлением останавливались и рассматривали чучело животного, не встречающегося в нашей флоре. Еще больше они удивлялись, узнавая, что это чучело зайца АГУТИ – южноамериканского золотистого зайца, его еще называют горбатым зайцем. Агути из отряда грызунов с короткими ушами и хвостом, у него хорошо развиты передние лапы, которыми он подает себе еду: цветы, листья, кору, корни, упавшие плоды и даже бразильский орех, который он с легкостью разгрызает. Хотя другие животные не в силах это сделать. Как же появился заяц агути в сарапульском музее? Можно просто ответить от врача Федора Васильевича Стрельцова. Но на самом деле здесь интереснейшая история.
В 20-е годы в Ижевске (город в 60-ти км от Сарапула, ныне столица Удмуртской Республики) гастролировал цирк тогда еще зарождающейся династии Дуровых. Руководителем был Анатолий Анатольевич Дуров – уникальный артист цирка, клоун и дрессировщик, сын Анатолия Леонидовича и племянник Владимира Леонидовича Дуровых. Среди животных, с которыми выступал Анатолий Дуров, был и заяц агути. Трагедия случилась 19 ноября 1928 года. На охоте произошел несчастный случай, описанный в книге Ф.В. Стрельцова «Анатолий Анатолиевич Дуров». Собака, потянувшись за заячьей лапкой, прыгнула к охотнику, у которого вторая рука придерживала охотничье ружье, рука дернулась, прогремел выстрел прямо в стоявшего рядом А.А. Дурова. Возможности спасти великого артиста не было. Похоронен Анатолий Анатолиевич на месте гибели, в Ижевске. Что стало с цирковыми животными неизвестно, однако чучело зайца агути из цирка А.А. Дурова хранится в фондах нашего музея.
Многие ошибочно полагают, что династия дрессировщиков Дуровых и сарапульская кавалерист – девица Надежда Дурова - родственники, но это ошибочная версия и совсем другая история, о которой мы вам расскажем на страницах интернет-акции «Музейная азбука».

В первый четверг месяца, 1 февраля мы представляем очередной предмет из серии "Музейная Азбука". И сегодня предмет на букву "Б" и это: Балалайка!
Рассказывает Марина Шитова, заведующий отделом фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья:
Коллекция музыкальных инструментов сарапульского музея не большая, но в ней есть интересные предметы. Одна из балалаек сделана в Ленинграде в 1957 году на фабрике музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского.
Балалайка – самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…
Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и М. Горький.
П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».
Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.
Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.
Сейчас в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где балалайка играет важную роль. Стоит отметить наш, сарапульский ансамбль «Русский дивертисмент», состоящий из педагогов детской школы искусств № 1 – постоянный участник городских мероприятий, хорошо знакомый жителям нашего города.

На календаре четверг, 8 февраля, а значит пора рассказать еще об одном предмете из богатейшей коллекции Музея истории и культуры Среднего Прикамья. Сегодня в рамках проекта "Музейная Азбука" предмет на букву "В": вафельница (прянишница) - форма для выпечки вафель.
Рассказывает Лилия Юсупова, хранитель коллекции «Металл»:
- Официально вафельницу изобрел американец по имени Корнелиус Свартхаут, житель штата Нью-Йорк в 1869 году. Она представляла собой две части, которые соединялись между собой. Их нужно было прогревать на угле и переворачивать.
Произошло слово вафли от немецкого «Waffel», что в переводе означает ячейка или соты. Действительно, вафли, особенно приготовленные в вафельнице, по своей структуре напоминают пчелиные соты.
Как и многие другие исконно русские традиции, традицию печь вафли завезли на Урал немцы. Еще при Петре I зарубежные специалисты, приезжая строить заводы, обустраивались надолго, потому привозили с собой семьи. Отдохнуть от сурового края можно было только дома за чаем со сладостями. При этом сахар был неслыханно дорогим и редким колониальным товаром.
Только в 1753 году в английской кулинарной книге впервые появляется общедоступный рецепт вафель (до этого рецепт держался в секрете). Добавлю, что для Вас в конце релиза мы приводим один из старинных рецептов вафель. В XVIII веке вафли появляются и в России. До революции, в Российской империи, вафельницы изготавливал Каслинский чугунолитейный завод.
Конструкция, как видно на фотографии, выглядела так: две металлические ручки, соединённые между собой (по тому же принципу что и части ножниц), к концам которых посредством клепки закреплены жарочные плиты из чугуна. На рабочей поверхности плит наносился рисунок или орнамент. Первые вафли пекли в печке или на открытом огне. И без длинных ручек вытащить нагретую вафельницу, пока содержимое не превратилось в угли, было невозможно. Рабочая часть отлита из чугуна - две одинаковые пластины с орнаментом на внутренней стороне. К пластинам заклепками присоединены длинные ручки. С их помощью пластины можно раскладывать. Чтобы вафельница не раскрывалась сама в печи и для удобства транспортировки - хранения на конце ручек установлена накидная петля. Вафли пекли далеко не каждый день, обычно делали на праздники. Процесс выпечки требовал от хозяек прямо таки металлургических навыков. Вафельницу надо было накалить, раскрыть, залить тесто, закрыть вафельницу и снова сунуть ее в печь.
Удивительно, что таких вафельниц осталось весьма немного. Были до революции любимы вафельницы с государственными двуглавыми орлами - от них избавлялись в первую очередь. Можно предположить, что в ходе антирелигиозных кампаний досталось вафельницам с крестами.
В заключение приводим рецепт вафель из старой кулинарной книги конца XIX - нач ХХ века: вафли английские с вареньем. Положить 5 желтков, ¼ фунта муки, 1 ложка дрожжей, 2 ложки сахара, размешать, развести немного подогретым портером (сорт пива) и поставить в тёплое место. Когда взойдут, размешать со взбитыми в пену белками, положить 1/4 бутылки взбитых сливок, размешать, поставить на лёд, и спечь в чугунной вафельной доске. Когда форма разогреется, смазать маслом, положить кусок слоёного или сдобного теста, поставить на плиту, через 3 минуты переворотить и оставить ещё на 2 минуты, потом снять форму, обрезать кругом, открыть форму и вынуть осторожно вафлю. Разогреть снова форму, налить массы и испечь до последней. Когда будут готовы, уложить на блюдо, посыпать мелким сахаром с лимонною цедрою, а варенье подать особо.
Припасы: 3 ложки масла, 5 яиц, ¼ фунта муки, 1 ложка дрожжей, ¼ бутылки сливок, 3 ложки сахара, ¾ фунта варенья.
Отметим, 1 фунт равен 400 граммам.


По сложившейся традиции, четверг, 15 февраля мы посвящаем рассказу об очередном музейном предмете из собрания Музея истории и культуры Среднего Прикамья. На этот раз главным героем рубрики "Музейная Азбука" становится предмет на букву "Г". И это: Гвоздь.
Стоит сказать, что в нашем музее находится барка периода XIX - XX веков, обнаруженная на берегу реки Камы в 2015 году. Бревна крепятся друг к другу коваными гвоздями. Гвозди вызвали интерес, в фондах музея их хранится достаточно много. В настоящее время фрагменты этой барки экспонируются в зале истории города в историко-краеведческом музее. Решается вопрос о включении ее в экспозиционное пространство: проектируется специальный подиум.
Передаем слово хранителю коллекции «Металл» Лилии Юсуповой:
- Гвоздь - простейший крепежный инструмент, известный с древности. Появились гвозди еще у первобытного человека. В качестве гвоздя он использовал кости рыб и животных, колючки растений, заостренные корни и щепы деревьев. Ими скрепляли части построек, лодок, прибивали шкуры, служившие защитой от ветра и снега.
Первые гвозди, которые пришли к нам с IV тысячелетия до нашей эры были обнаружены при раскопках между реками Тигр и Евфрат в Западной Азии. Они представляли собой заостренные стержни из глины, по форме очень похожие на желуди. Гвоздь используется повсеместно и для различных целей. Без гвоздя ни ремонта сделать, ни повесить на стену картину, да зачастую и обувь они помогают починить домашнему мастеру. Но гвоздь нужен не только в быту.
Без больших гвоздей - костылей не проложить железную дорогу, без гвоздя не обходятся ни мебельная, ни обувная, ни другие фабрики. Нужен он и в строительстве, и в судостроении. Гвозди являются одними из лучших ключей к разгадке исторического возраста здания. Особенно это помогает при определении возраста зданий, построенных в ХVIII, ХIХ веках, когда технология производства гвоздей очень быстро изменялась. В основном в этот период гвозди использовались для строительства крыши, где они применялись для крепления лаг и обрешетки. Вплоть до начала прошлого века, когда придумали машины для изготовления кованых гвоздей, их делали вручную. Рабочий раскалял железный прут, оттягивал на наковальне, отсекал небольшой сегмент, заострял на одном конце. Формировали шляпку в специальном устройстве - гвоздильне. Другой способ был таков: из железной полосы нарезались костыльки, потом их острили и загибали на шляпке. Оба процесса были очень трудоемкими. Гвозди были довольно дорогими и дефицитными, поэтому при пожаре люди просеивали пепел от зданий, в надежде отыскать гвозди. К середине XIX века на рынке стали преобладать резаные гвозди. Резаные гвозди на самом деле не отрезались, а выстригались из листовой стали. Толщина листа металла являлась толщиной гвоздя. Эти гвозди обычно называли квадратными гвоздями, для их производства применяли резательную машину. Вторая машина формировала шляпки резаных гвоздей.
Гвозди ручной ковки были сужены со всех четырех сторон, а резаные гвозди имели две параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали, из которого они были выстрижены. На Руси гвозди ковали с X—XIII веков. Причем это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. На Руси издревле применялись кованные гвозди, и в X—XI вв. появляется специальность кузнеца-гвоздочника, который ковал в основном только гвозди.
Наш предмет выкован, скорее всего, в XVIII веке.


В последний четверг месяца, 22 февраля мы хотим рассказать сразу о двух предметах, а точнее об одном предмете и одном объекте, входящем в состав музейного комплекса. Итак, представляем очередную букву в рамках "Музейная Азбука" и это буква "Д". Сегодня речь пойдет о Доске пряничной и Даче Башенина.
Рассказывает Марина Шитова, заведующий отделом фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья:
- Пряничная доска, доска-пряница или пряничная изложница — деревянная форма с вырезанным на ней контррельефным узором для создания отпечатка на пряниках. Для создания пряничной доски мастера использовали несколько видов древесины: от берёзы и липы до груши и ивы, использовалась также древесина ольхи и осины. Некоторые пряничные доски предназначались для ежедневного использования, другие используют технику резьбы выемчатой, создавались специально для определённых дат и событий, например, для свадеб и других праздничных гуляний. Процесс создания пряника назывался печатанием, а пряники, созданные оттиском такой доски, — печатными. Основными темами, которые присутствовали в украшении пряничных досок, были восточные орнаменты, народные символы, западные мотивы и темы окружающего людей быта. В 1920-х годах выходит в свет статья В.С. Воронова «Пряничные доски» — первая научная работа, посвященная деревянным формам для пряников. Производство пряников и пряничных досок пришло в упадок в первой половине XX века. В 1950-х годах пряничная промышленность стала постепенно восстанавливаться, но былых масштабов так и не достигла.
К началу 1980-х годов производство пряников сохранилось на предприятиях Москвы, Тулы и Вязьмы пряничные доски для работы этих предприятий изготавливали резчики по дереву.
В фондах музея хранится несколько пряничных досок. Мы решили выбрать доску, украшенную буквами русского алфавита. И это символично: в этом году исполняется 100 лет реформе русского алфавита, да и наша интернет-акция называется «Музейная Азбука».


О Даче Башенина нам расскажет Валентина Конюхова, главный научный сотрудник музея:
- Дача Башенина – уникальный образец дачной архитектуры в стиле модерн начала ХХ века.
Здание строилось в 1909 году по проекту архитектора Павла Алексеевича Трубникова (1877-1936). Внешне здание выглядит легким, деревянным, но на самом деле оно строилось из прочного кирпича с применением железо-бетонных конструкций. В доме предусматривались электрическое освещение, капитальный водопровод, калориферное отопление и все удобства для комфортного отдыха. Каждая комната второго этажа имеет выход на балкон или веранду, с башни открывается вид на весь город Сарапул и Закамские дали.
Хозяином дачи был городской голова Павел Андреевич Башенин (1868-1910) – купец-лесопромышленник. По наследству дача перешла младшему брату Петру Андреевичу Башенину (1875- ок.1920), который проживал здесь со своей семьей до революции 1917 года.
В 1918 году здание было национализировано, здесь размещался Вотский комиссариат, позднее - туберкулезный диспансер и детский республиканский санаторий.
В 1991 году здание было передано Музею истории и культуры Среднего Прикамья. Здесь открылся художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина», где сейчас представлена коллекция произведений искусства и бытовой культуры.
Указом Президента РФ от 20.02.95 №176 Дача Башенина отнесена к объектам культурного наследия федерального значения.


Сотрудники Музея истории и культуры Среднего Прикамья продолжают делиться с читателями наших пабликов в социальных сетях и посетителями официального сайта информацией о предметах, которые представлены в музейном фондохранилище. Итак, в первый весенний день марта, мы расскажем о двух предметах на букву «Е» в рамках проекта «Музейная Азбука». Передаем слово нашим коллегам.
 Сегодня, в первый день весны, мы представляем один из наших раритетов – самую старую книгу на территории современной Удмуртии – Евангелие учительное, изданное в Вильно в типографии братьев Луки и Кузьмы Мамоничей в 1595 году,  отмечает Елена Опалева, хранитель коллекции «Редкая книга».  В библиографии это издание получило название Евангелия учительного с фолиацией. Фолиация – это обозначение порядковых номеров листов в первопечатных книгах. Текст данного Евангелия был перепечатан с издания Евангелия учительного, напечатанного Иваном Федоровым и Петром Тимофеевым Мстиславцем в Заблудове в типографии Г. Ходкевича в марте 1569 года. И это одна из первых печатных книг на территории Удмуртии. В современной библиографии известно всего 62 экземпляра и фрагмента данного издания.
«Учительное Евангелие» – сборник извлечений и сокращений из бесед Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других на воскресные евангельские чтения, расположенные в богослужебно – годовом порядке недель, начиная с недели Пасхи и заканчивая шестой неделей Великого поста (неделя Ваий). Составлен он был в конце IX века предположительно Константином Преславским, одним из учеников святого Мефодия. При составлении сборника Константин пользовался готовыми греческими сокращениями, которые переводил дословно. Учительное евангелие широко использовалось в богослужебной практике приходскими священниками, и служило основой для составления ими устной проповеди. Очень активно книга читалась православными мирянами.
Братья Лука и Кузьма Мамоничи – купцы, книгоиздатели и общественные деятели Великого княжества Литовского. В мае 1574 года в доме Мамоничей и на их средства была организована типография Петра Мстиславца, сподвижника Ивана Федорова. Были изданы «Часовник», «Евангелие» и «Псалтырь». Издания были богато оформлены, напечатаны на хорошей бумаге, крупным шрифтом, с орнаментом и гравюрами, украшены ягодами, шишками, извивающимися стеблями. В 1576 году сотрудничество между Мстиславцем и Мамоничами было прекращено. Через семь лет, в 1583 г. деятельность типографии была возобновлена уже самими братьями. «Дом Мамоничей» существовал в Вильно около 50 лет. Издано было около 85 изданий на церковнославянском, западнорусском, латинском и польском языках. После 1624 года типография Мамоничей перешла в собственность Виленской базилианской типографии.
Учительное Евангелие поступило в библиотеку музея Сарапульского земства в первые годы существования музея. При образовании фонда «Редкая книга» в конце 1979 г. все книги кириллической печати, в том числе и Евангелие, были переданы в фонды. С тех пор она хранится в фонде «Редкая книга» и относится к числу книжных памятников общероссийского значения.


Информацию еще об одном музейном предмете расскажет Валентина Конюхова, главный научный сотрудник Сарапульского музея:
Скульптура «Ермак – покоритель Сибири». Модель Забелло П.П., 1877 г. Каслинский чугунолитейный завод. Чугун, литье. Конец XIX - начало ХХ века. На верхней плоскости пьедестала имеется сигнатура автора: Забелла.
Ермак (Ермак Тимофеевич) – казачий атаман, призванный Строгановыми охранять Пермские земли. В 1580-е годы совершил походы в Сибирь, разгромил татарское ханство Кучума и обеспечивал присоединение сибирских земель к русскому государству. Прославлен в русской литературе и народном эпосе как герой – покоритель Сибири. Имя Ермака считалось наиболее почитаемым у жителей Сибири, Урала, Прикамья. Ему посвящено много легенд, песен, рассказов. В XIX веке к его образу обращались русские художники и скульпторы: В.И. Суриков, П.А. Сведомский, М.М. Антокльский, П.П. Забелло. Современные мастера также создают памятники отважному атаману.
Забелло Пармен Петрович (1830 - 1917) – скульптор, академик. Учился в Императорской Академии Художеств, несколько лет стажировался в Италии, во Флоренции. Мастер создал ряд моделей для Каслинского завода художественного литья Пермской губернии. С конца XIX века скульптура неоднократно отливалась на этом заводе. Скульптура «Ермак» находится во многих музеях страны.

Друзья! Продолжаем рассказ о музейных предметам в рамках межрегионального проекта «Музейная Азбука». И сегодня мы говорим о Жуках.

В научно-естественных фондах Музея истории и культуры Среднего Прикамья хранится уникальная коллекция жуков, в которую входит более тысячи представителей жесткокрылых.

Коллекцию передал в музей один из его организаторов, ученый с мировым именем, энтомолог – лепидоптеролог, Леонид Константинович Круликовский, – комментирует Светлана Шкляева, главный научный сотрудник музея. Коллекция собрана на территории Вятской губернии в начале ХХ века. Среди жесткокрылых и полужесткокрылых, есть и представители Красной книги Удмуртской Республики. Наибольший интерес присутствует в отношении особей, которые мало описаны в литературе и не включены в Красную книгу Удмуртии, но находятся в коллекции Сарапульского музея.

Один из таких «загадочных» жуков – корнеед-крестоносец (Dorcadion equestre. Laxman 1770) – вид жесткокрылых из семейства усачей. Из описания: «Усики и ноги черные. Голова покрыта белыми или грязно – белыми, либо буроватыми волосками. Надкрылья в темно – буром, черно – буром или почти черном волосяном покрове с белой или грязно – белой крестообразной фигурой». Эти жуки утратили способность к полету, крылья у них отсутствуют, а надкрылья срослись. Всего в роде усачей имеют описание около 400 видов. Жуков корнеедов называют еще корнегрызами, хотя сами жуки питаются листьями растений, а корнями питаются их личинки. Впервые обнаружил и составил описание этого жука Эрик Лаксман (1737 – 1796) – финский ученый. В 1770 году, по приглашению директора академии наук графа В.Г. Орлова, Э. Лаксман экскурсировал по имениям Орловых на берегах Волги. Может тогда и был обнаружен загадочный жук.

В наши дни корнеед-крестоносец занесен в Красную книгу Украины, Молдовы, Тамбовской и Ульяновской областей. В Саратовской области этот жук исчез в 40-х годах ХХ века. В коллекции Сарапульского музея нет аннотирования места сбора жука, известен лишь год – 1909! Где Л.К. Круликовский нашел жука корнееда-крестоносца – загадка! Это поле деятельности исследователей-энтомологов! Приезжайте к нам в музей, делайте большие и маленькие открытия в богатейшем мире ПРИРОДЫ!

Друзья, а вот и четверг, 22 марта. А это значит, что настала пора рассказать вам об очередных предметах в рамках проекта #МузейнаяАзбука. Сегодня говорим о предметах на букву "З". Передаем слово Светлане Шкляевой, главному научному сотруднику Музея истории и культуры Среднего Прикамья:
- 1925 год. Из Государственного музейного фонда в действующие музеи молодой страны Советов были направлены предметы частных коллекций. Не стал исключением и Окружной научный музей Прикамско края Уральской области, известный сегодня как Музей истории и культуры Среднего Прикамья. Директором музея в 1925 году служил Дмитрий Васильевич Шабердин. Благодаря его усилиям в сарапульском краеведческом музее появилось множество предметов из Государственного музейного фонда. Поступили предметы и из коллекции обрусевшего парфюмера Генриха Брокара. Юный Генрих приехал в Россию, завоевывать русских красавиц и рынок сбыта. Взяв в аренду помещение, молодой человек начал производить мыло. Он был великолепным менеджером. Его находки в процессе реализации товара просто удивительны. В России говорили, что русский алфавит учат по Брокару, потому – что на производимом им мыле были изображены буквы русского алфавита. Генрих Брокар первым начал производить мыло в виде животных: медвежат, зайчат и дешевое народное мыло. Пытаясь, стать поставщиком двора Ея Императорского Величества, Генрих Брокар попросил изготовить букет цветов и наполнил каждый цветок своим ароматом. Императрица была в восторге, так появились духи «Красная Москва». Это достижения Генриха Брокара на рынке парфюмерии, но он был и страстным коллекционером. Приезжая в Москву, он скупал все, что имело какое – либо отношение к Франции и представлял купленное для всеобщего обозрения. Но наступил 1917 год. Его коллекцию национализировали. А через 8 лет, в Сарапул, поступило Знамя Наполеоновской гвардии. Почему в Сарапул? В 1789 году в наш город был назначен Городничим - Андрей Васильевич Дуров, который привез с собой маленькую дочь Надежду, которая выросла и стала прославленной кавалерист – девицей Надеждой Андреевной Дуровой. Сопоставив исторические факты, было принято решение об отправке в Сарапул французского штандарта. На трехцветном прямоугольном полотнище вышиты слова на французском языке «Национальная Гвардия. Понт – а – Муссон. Честь и Отечество». В углах знамени буква «N» с короной, в центре, на белой части полотна - орел. Все символы указывают на принадлежность Наполеоновской Гвардии, т. е Гвардии Наполеона I Бонапарта. Именно он создал прямоугольные трехцветные полотнища с изображенным в центре орлом, а слова «Честь и Отечество» - это жизненное кредо великого полководца. И тем более интересным становится сам факт существования данного знамени, потому что по легенде все знамена французской армии Наполеон Бонапарт приказал сжечь при отступлении через реку Березину после поражения от русских воинов, отстоявших Россию – матушку. Вот так, благодаря имени Надежды Андреевны Дуровой и ее участие в войне 1812 года, коллекционеру Генриху Брокару, Октябрьской революции, Государственному музейному фонду, директору Д.В Шабердину и сарапульскому музею - потомки могут подняться на второй этаж, войти в зал № 6 на экспозицию «Город НАДЕЖДЫ» и воочию увидеть Знамя.
Ждём в гости! С Сарапульским музеем - интересно, познавательно и не скучно!


Продолжаем знакомство с музейными предметами в рамках проекта #МузейнаяАзбука. Ранее мы познакомили наших читателей со Знаменем, а теперь на очереди Зылевский гарнитур. Рассказывает Валентина Конюхова, главный научный сотрудник музея:
- В 1920-х годах на страницах местной газеты «Красное Прикамье» появилась заметка о столовом гарнитуре «художественной работы». Гарнитур находился в национализированном предприятии бывших сарапульских купцов Зылевых, вскоре он был передан в Сарапульский музей.
Сарапульские купцы жили «на широкую ногу» и могли позволить себе красивую современную обстановку. Гарнитур выполнен из прочного мореного дуба. В него входят большой раздвижной стол, буфет, напольные часы, стулья и кресло. Каждый предмет украшен чеканными вставками с изображением северных животных: олени, лоси, медведи – везде разные композиции. Сторонники модерна считали, что повседневные предметы должны быть произведениями искусства. 
Российский торговый дом «Мюр и Мерилиз», созданный в 1857 году коммерсантами шотландского происхождения Эндрю Мюр и Арчибальдом Мерилиз, активно развивался. В 1892 году они открыли первый в России универсальный магазин, наподобие лондонского «Уайтли» или парижского «Бон Марше», где можно было купить все: от иголки до мехового манто. 
Слава московского магазина гремела по всей России: «Мюр и Мерилиз» бесплатно рассылал каталоги своих товаров, и любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать товар по почте.
На Рождество 1908 года в центре Москвы был открыт новый магазин, вызвавший огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов. С открытием нового универмага «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. Помимо магазина на Театральной площади, для него, по проекту Р. Клейна, была построена «Фабрика мебели и бронзы» на Малой Грузинской (теперь фабрика «Рассвет»). Мебель, выполненная по эскизам лучших художников тех лет, поставлялась прямо к императорскому двору.
Гарнитур экспонируется в художественно-выставочном комплексе музея. Желающие могут познакомиться поближе с великолепным примером мебельного искусства в любой рабочий день музея, с 10.00 до 18.00. Приходите!

  

Друзья! В этот четверг, 29 марта, в рамках межрегионального проекта #МузейнаяАзбука представляем очередной рассказ о предметах из собрания Музея истории и культуры Среднего Прикамья. На очереди - буква "И" и это "Иконостас". Слово ученому секретарю Сарапульского музейного комплекса Екатерине Касимовой:
- В экспозиции «Сарапул уездный» Музея истории и культуры Среднего Прикамья представлен уникальный фрагмент иконостаса ручной работы, выполненный из массива дуба мастером П.П. Киселевым. В мастерской этого известного сарапульского резчика изготавливали иконостасы для храмов всего Сарапульского уезда и своеобразные, неповторимые домовые наличники, выполненные в технике скульптурной резьбы. Предмет поступил в коллекцию музея в январе 1964 года из Георгиевской кладбищенской церкви г. Сарапула. 
Из воспоминаний жителей города: «Это был небольшой деревянный храм в юго-западной части города, построенный в 1841 году на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Само помещение храма с высокими окнами было также небольшим. В деревянном иконостасе над царскими вратами была икона «Тайная вечеря». По обе стороны от царских врат находились большие иконы Спасителя и Божьей матери. Именитые сарапульские купцы Курбатовы, Баранов и др. жертвовали взносы на благоустройство храма и церковную утварь, заказали дорогостоящий резной иконостас». 
В годы Великой Отечественной войны Георгиевская церковь была единственным действующим храмом Сарапула. Церковнослужители и прихожане, как могли, помогали стране и армии, организовывали сборы вещей для госпиталей и посылок на фронт. В 1943 году внесли 100000 рублей в фонд строительства танковой колонны Дмитрия Донского. 
В 1962 году Георгиевская церковь была закрыта, произошло объединение приходов Воскресенской и Георгиевской церквей. В январе 1964 года была организована передача предметов культа в Воскресенскую церковь, в это же время часть из них была передана в фонды Сарапульского музея.

  

В первый четверг апреля мы вновь открываем рубрику #МузейнаяАзбука. На этот раз в рамках проекта расскажем о предмете на букву "К". И это будет "Кольчуга", о которой нам поведает хранитель коллекции "Металл" Музея истории и культуры Среднего Прикамья Лилия Юсупова.
Кольчуга – самая известная часть облачения древнерусского воина, – сообщает музейный сотрудник. – По данным археологических раскопок, она появляется в VII – VIII веке. Кольчуга является рубахой из металлических колец, плотно соединенных между собой. В это время мастерам было достаточно сложно изготовить такую защиту, работа была тонкой и занимала большой отрезок времени. Металл раскатывался в проволоку, из которой сворачивали и сваривали кольца, закрепляемые между собой по схеме 1 к 4. Не менее 20 – 25 тысяч колец уходило на создание одной кольчуги, вес которой составлял от 6 до 16 килограмм. Для украшения в полотно вплетались медные звенья. В XII веке применяется технология штамповки, когда плетеные кольца сплющивались, что обеспечивало большую площадь защиты. В этот же период кольчуги становятся длиннее, появляются дополнительные элементы доспеха: наговицы (железные, плетеные чулки), бармица (сетка для защиты шеи), наручи (перчатки из металла). Под кольчугу надевали стеганую одежду, смягчающую силу удара. Одновременно на Руси применялись ламеллярные (пластинчатые) доспехи. Для изготовления требовалась основа (рубаха) из кожи, на которую плотно крепились тонкие железные ламели. Их длина составляла 6 – 9 сантиметров, ширина от 1 до 3. Пластинчатые доспехи постепенно вытеснили кольчугу и даже продавались в другие страны. На Руси чешуйчатые, ламеллярные и кольчужные доспехи часто комбинировались. Юшман, бахтерец были, по сути, кольчугами, которые для повышения защитных свойств снабжались пластинами на груди.
В начале XIV века приходит новый вид доспехов – зерцала. Металлические пластины большого размера, начищенные до блеска, как правило, надевались поверх кольчуги. По бокам и на плечах они соединялись кожаными ремнями, часто украшались различного рода символикой.
В фонды Сарапульского музея кольчуга попала еще до революции 1917 года (напоминаем, что музей в Сарапуле был создан как музей Сарапульского земства в 1909 году), источник поступления, к сожалению, не известен. 


По традиции каждый четверг в рамках проекта #МузейнаяАзбука мы рассказываем о предметах, бережно хранящихся в собрании нашего музея. Сегодняшний четверг, 12 апреля, мы посвящаем Лосю. Как вы уже догадались, речь пойдет о предмете на букву "Л".
В 1911 году от сына купца Николая Зылева, Александра, страстного охотника, в Сарапульский музей поступила голова и шкура лося, – рассказывает Светлана Шкляева, главный научный сотрудник Музея истории и культуры Среднего Прикамья. – В те годы в музее подрабатывал таксидермистом и препаратором, будущий директор Сарапульского музея - Дмитрий Васильевич Шабердин. Благодаря именно его таланту сегодня мы с большим удовольствием рассматриваем чучело лося. Могучий красавец, лесной великан: высота в холке - 165 см, длина тела - 235 см, размах рогов - 99 см. Лось относится к отряду "Парнокопытные", у него на каждой ноге четное количество пальцев, покрытых ороговевшим мешочком под названием копыто. На одной ноге у лося 4 пальца, а значит и 4 копыта, на четырех ногах 16 пальцев, следовательно, 16 копыт!
В народе говорят: «На медведя идешь – постель стели, на лося идешь – гроб теши». Лось, прислонившись спиной к дереву, может запросто разобраться со стаей волков своими острыми копытами. Лось очень хорошо слышит и очень плохо видит, если вы встретились с лосем в лесу – не бегите, не кричите, встаньте, обнимите дерево и лось пройдет мимо. Говорят, что лоси живут до 40 лет, но, как правило, этого не происходит – лосей заедают иксодовые клещи, кровососущие насекомые, которые не только высасывают из лосей кровь, но и переносят смертельно – опасные инфекционные заболевания – клещевой энцефалит и боррелиоз. Спасаясь от клещей, лось полностью погружается в воду, где может находиться до двух минут. Но водные процедуры не всегда спасают самое крупное млекопитающее наших лесов.
В Удмуртии насчитывается более 10000 лосей. Наибольшее количество особей насчитывается в Увинском, Игринском и Кезском районах. Очень часто в удмуртских лесах можно встретить повисшие на ветвях или валяющиеся на земле рога лося. После окончания гона, самцы сбрасывают рога (самки рогов не носят). Сброс рогов происходит, как правило, перед Новым годом, а к апрелю месяцу у лося отрастают новые рога на один отросток больше.
Кстати, по количеству отростков, можно сосчитать, сколько лосю лет. Сарапульскому музейному лосю 11 лет, а вот музейный возраст чучела лося перешагнул за 105 лет и лось по праву считается символом нашего музея. Если вы еще не видели нашего лося, то приглашаем в ближайшие выходные в музей для знакомства! А если вы хотите узнать еще больше интересных фактов о самом крупном млекопитающем Удмуртии, предлагаем посетить музейное занятие "В гости к лосю!". Запись осуществляется по телефону: (34147) 4-11-68. 


#МузейнаяАзбука продолжается. И сегодня, 19 апреля, в рамках проекта вместе с коллегами из музеев Приволжского федерального округа мы рассказываем о предметах на букву "М". У нас – это Мина морская! Экспонирующаяся в историко-краеведческом музее, мина стала одним из его символов. Сегодня без нее сложно представить нашу экспозицию. А что мы знаем о минах?
Передаем слово хранителю коллекции "Металл" Музея истории и культуры Среднего Прикамья Лилии Юсуповой:
Мина морская является самодостаточным взрывным устройством, размещенным в воде с целью повреждения либо разрушения корпусов кораблей, подводных лодок, паромов, катеров и прочих плавсредств. В отличие от глубинных бомб мины находятся в «спящем» положении до момента контакта с бортом судна. Военно-морские мины могут быть использованы как для нанесения прямого урона противнику, так и для затруднения его передвижений на стратегических направлениях.
Морские мины классифицируются по следующим признакам: типу заряда – обычные, специальные (ядерные); типу взрывателя – неконтактные (индукционные, гидродинамические, акустические, магнитные), контактные (антенные, гальваноударные), комбинированные и типу установки – самонаводящиеся (торпедные), всплывающие, плавающие, донные, якорные. Мины обычно имеют округлую либо овальную форму (за исключением мин-торпед), размеры от полуметра до 6 метров (и более) в диаметре. Якорные характеризуются зарядом до 350 кг, донные – до тонны.
Массово морские мины стали применяться в ХХ веке. Во время боксерского восстания в Китае (1899-1901 гг.) имперская армия заминировала реку Хайфэ, прикрывая путь к Пекину. В русско-японском противостоянии 1905 года развернулась первая минная война, когда обе стороны активно использовали массовые постановки-заграждения и прорывы минных полей при помощи тральщиков.
Якорная мина удерживалась на необходимой глубине якорным концом – тросом. Устройство оснащалось системой из свинцового груза и подвешенного над грузом якоря. Якорный конец наматывался на барабан. Под действием груза и якоря барабан высвобождался от тормоза, и конец сматывался из барабана. Когда груз достигал дна, сила вытягивания конца уменьшалась и барабан стопорился, за счет чего «адская машина» погружалась на глубину, соответствующую расстоянию от груза до якоря».
В Сарапульском музее представлена мина морская, якорная, которая состоит из корпуса в форме шара и якоря в виде сегмента, скрепленного с корпусом проволочным тросом. Мина найдена водолазами на дне реки Кама и была передана в музей в 1937 году сотрудниками охраны сарапульской пристани, о чем сделана запись в книге поступлений музея.