Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)

Герою Советского Союза Михаилу Водопьянову — 125 лет

Ноябрь 18, 2024

Сегодня, 18 ноября, исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Васильевича Водопьянова. Летчик первым в мире посадил самолет на Северный полюс, участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», прошел три войны, бомбил Берлин. Михаил Васильевич был великолепным рассказчиком, написал 32 книги и 5 пьес.

В сентябре нынешнего года в Сарапуле побывала правнучка знаменитого летчика – Болдырева Светлана Михайловна, которая передала в фонды музея материалы своего прадеда. Это его переписка с гражданами Советского Союза, которых вдохновляли подвиги славных летчиков и мечтающих о небе, приглашения на встречи от различных организаций из разных городов СССР 1930-х годов, открытки, конверты с памятными датами. Теперь в фондах Сарапульского музея-заповедника хранится одна из его книг: Михаил Водопьянов «Повесть о первых героях» (М., издательство ДОСААФ СССР, 1980 г.). В 2016 году была издана книга о Герое Советского Союза Михаиле Водопьянове, написанная Ольгой Корнеевой.

Чем же привлек Светлану Михайловну Сарапул и наш музей-заповедник? Дело в том, что в юности ее прадед жил в Сарапуле. Имеется справка о том, что Герой Советского Союза Водопьянов Михаил Васильевич служил добровольцем-красноармейцем в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» с 27 февраля 1919 года по 1922 год. Справка подписана начальником штаба летно-испытательной части Научно-исследовательского института гражданского воздушного флота Романовым 14 марта 1946 года.

Сарапульский период Дивизиона был одним из самых плодотворных в его недолгой, но славной истории. В небе над Сарапулом Михаила Водопьянова поднял в воздух на своем самолете летчик Алексей Туманский и юноша «заболел» небом на всю жизнь, совершив много славных подвигов.

Из воспоминаний Михаила Водопьянова: «Я служил в авиации, но никогда ещё не поднимался на аэроплане. На мне был старенький лётный шлем и потёртая кожаная куртка. На фуражку я приколол авиационный знак – металлическую птичку. Внешне я походил на молодого пилота, во всяком случае, мне так казалось. А на самом деле «бывалый» воздушный боец сидел в кабине самолёта, только когда тот стоял на земле. Меня очень это тяготило. Хоть бы разок полетать! Пусть даже над аэродромом. Но кто возьмёт простого помощника шофёра в воздух? Тем более, у нас всего было в обрез. Особенно не хватало бензина… Стояли мы тогда в тихом городке Сарапуле. В нём была базарная площадь со старинными лабазами, несколько каменных «казённых» зданий да большой винокуренный завод. Он бездействовал, и в его приземистых цехах привольно разместился наш дивизион воздушных кораблей. Была ещё в Сарапуле женская гимназия, куда нас всех тянуло на танцы».

Выражаем огромную благодарность Светлане Болдыревой за пополнение фонда Сарапульского музея-заповедника ценными материалами об одном из первых Героев Советского Союза в нашей стране.

© Марина Шитова, зав. отделом научных исследований и
экспозиций Сарапульского музея-заповедника.
На фото (в карусели): Предметы, переданные в собрание музея С.М. Болдыревой.
Информация не имеет возрастных ограничений.

Яндекс.Метрика