Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)

От «АК-1» до «АК-73». Вымысел или реальность?....

Сентябрь 2, 2024

В первый день нового учебного года, в рамках акции «Истории, рассказанные музейными предметами», познакомим еще с одной страницей из жизни Сарапула.

Ровно 105 лет назад, в сентябре 1919 года, в Сарапул прибыл Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Среди служащих был и Владимир Леонтьевич Александров, заведующий аэрологической станцией Дивизиона. Именно Владимир Леонтьевич выбрал для размещения Дивизиона город Сарапул, участвовал в организации первого гражданского перелета в России по маршруту «Сарапул – Екатеринбург» под руководством А.В. Панкратьева. Владимир Леонтьевич, ученик Н.Е. Жуковского, состоял в рабочей группе по созданию первого советского самолета «КОМТА».

Благодаря богатейшему опыту и знаниям, В.Л. Александров совместно с В.В. Калининым разработали 4-местный пассажирский самолет «АК-1». Это первый в России самолет, участвовавший в межконтинентальном перелете «Москва – Пекин». Управлял самолетом летчик А. Томашевский, доказавший, что и русские машины способны совершать беспрецедентные дальние перелеты. Сарапульцы стали свидетелями приземления группы кораблей межконтинентального перелета, в том числе и «АК-1», в июне 1925 года на аэродроме Сарапула. После небольшого ремонта перелет был продолжен. Если до Сарапула, и далее до Екатеринбурга маршрут был известен, то далее, по предположениям исследователей и по тематическим публикациям в открытых источниках, летчики на летательных аппаратах двигались по компасу.

Благодаря потомкам, в Сарапульском музее-заповеднике комплектуется уникальный фонд служащих Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец». Одним из дарителей является сын В.Л. Александрова, Владимир Владимирович. Неустанная работа по отправке предметов в Сарапульский музей-заповедник личного фонда семьи Александровых, позволяет открывать ранее неизвестные факты не только из жизни семьи, но и России.

Весной 2024 года, Владимир Владимирович направил в адрес музея-заповедника черно-белые копии рисунков на самолетную тему, которая требует глубочайшего изучения. Среди рисунков есть и упоминание Сарапула 23 октября 1924 года.

Есть и упоминание станции Тайга, и самолет «АК-2», о котором пока ничего не известно. И, совсем неожиданное предположение о будущем самолета «АК-1» в 1938 году, рисунок самолета «АК-73».

Пытливым умам предстоит разгадать в будущем: состоялся ли разведочный перелет до Владивостока в 1924 году? Существовал ли в реалиях самолет «АК-2»? И наполнить содержанием еще одну страницу летописи русской авиации.

© Светлана Шкляева, главный научный сотрудник Сарапульского музея-заповедника, заслуженный работник культуры Удмуртской Республики.
Информация не имеет возрастных ограничений.

Яндекс.Метрика