Специалисты рассказали о сдвоенных лодках в экспозиции Сарапульского музея-заповедника
Сегодня в рубрике «Музейная азбука» очередь буквы «Л». И мы хотим представить вашему вниманию необычный предмет – лодку.
У посетителей выставки «Сарапул – форпост Прикамья» она вызывает неизменный интерес. Ее название – «лодка-бусы». Сдвоенная долбленая лодка (бусы) – одно из древнейших транспортных средств в истории.
В дореволюционных записях Сарапульского музея-заповедника о поступивших предметах она записана так: «Бусы или коротни (удмуртская лодка) – два узких челнока, соединенные вместе». Приобретена была в 1915 году. Еще одно определение: «Коротни – это лодки-долбленки, сделанные из цельного ствола дерева, очень верткие, не случайно катание на них не было безопасным».
На просторах Интернета обнаружилась следующая любопытная информация: «Истории из старых газет. Опасное катание на коротнях. Деревня Щенниковы Батаевской волости. В воскресенье 19 июля крестьянин этой деревни Терентий Петров отправился за ягодами. Набрав ягод небольшую корзинку, Петров захотел покататься на лодке. К нему присоединился один из его товарищей. Поехали на коротнях – это что-то вроде лодки, но только гораздо опаснее. Неожиданно коротни перевернулись и оба сидящие в них стали тонуть. Терентий тотчас же утонул; а его товарищ сумел как-то выплыть на берег. Терентию Петрову было всего 17 ½ лет. Надо заметить, что на коротнях весьма часто тонут крестьяне» (Вятский вестник, 1909 г., № 153).
Таким образом, отвечая на вопросы посетителей – «Как в них рыбачили/сидели?», – можно сказать: стояли ногами в двух разных лодках. И как теперь выяснилось – наши предки-рыбаки были в некотором роде экстремалами, отправляясь на рыбалку на столь неустойчивых плавсредствах.
© Пресс-служба Сарапульского музея-заповедника.
Информация не имеет возрастных ограничений.