Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)
  1. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  2. О музее
  3. Новости
  4. Специалисты Сарапульского музея-заповедника представили историю агитпарохода «Красная звезда»

Специалисты Сарапульского музея-заповедника представили историю агитпарохода «Красная звезда»

Июль 29, 2024

Сегодня в онлайн-рубрике «Истории, рассказанные музейными предметами» мы расскажем о макете агитпарохода «Красная звезда». Макет был передан в Сарапульский музей-заповедник в 1978 году администрацией радиозавода им. Орджоникидзе. И напоминает нам об интересном событии в истории нашего города и страны.

Для оказания помощи освобожденным от колчаковцев районам Поволжья и Прикамья и установления с ними связи летом 1919 года по инициативе Владимира Ленина в Нижнем Новгороде оборудовали агитационно-инструкторский пароход ВЦИК «Красная Звезда».

Задачи «Красной Звезды» были – ехать по следам белых, вести агитацию, проводить линию, принятую на VIII съезде партии, закреплять всюду Советскую власть, – писала представитель Наркомпроса Надежда Крупская, жена и соратник Владимира Ильича в «Воспоминаниях о В.И. Ленине», опубликованных во втором номере журнала «Большевик» за 1957 год. – Мы долго толковали с Ильичом, как и что надо будет делать, чем помочь населению, на каких вопросах больше всего останавливаться….

Судьба парохода достаточно интересна. Двухвинтовой товаропассажирский двухпалубный пароход со стальным (клёпаным) корпусом и деревянной надстройкой был построен в 1913 году по заказу волжского пароходного общества «Самолёт». Корпус будущего судна был выполнен в городе Хобокен в Бельгии на заводе общества Cockerill, а паровые машины суммарной мощностью 3000 л.с. – на Воткинском заводе. Размеры судна впечатляли: длина корпуса составляла 73 м, ширина около 8 м. В каюты было проведено электрическое освещение. Пароход поражал великолепными салонами. Он получил название «Царь Михаил Федорович» в ознаменование 300-летия династии Романовых. Под этим именем судно до 1917 года усердно перевозило пассажиров и грузы по Нижней и Средней Волге. В 1917 – 1919 годы судно сменило название на «Антон Чехов». А в историю вошел как «Красная звезда».

С 29 июля по 3 августа 1919 года работники аппарата агитпарохода в Камбарке, Сарапуле, Воткинске провели девять митингов. В дневнике Надежда Крупская записала:

«Сарапул. Сначала пришлось выступать на митинге у красноармейцев, который, как и все красноармейские митинги во 2-й Армии прошел с большим подъемом.

Потом поехали в исполком, а оттуда в отдел народного образования. Заведующий отделом Матвеевичев – коммунист, заведующий внешкольным образованием тоже коммунистка – Седельникова; у нее прошлой осенью сразу расстреляли отца, мужа и брата. Хорошая она, ее тоже хотели расстрелять, да пришли красные и освободили…

У них есть детский центральный клуб (150 человек), три площадки (всего 120 человек). Есть при каждом заводе свой клуб, создается центральный клуб. Реквизированные книги распределяются по волостям. Существует довольно большая центральная библиотека и другая, рабочая библиотека при заводе. Последняя очень хорошо функционирует. Школ грамотности было три, эвакуация помешала этому делу развиться.

Вечером на пароход пришел и вызвал меня Азин, имя которого так славится по Уралу. На вид ему лет двадцать пять… Он весь изранен, с забинтованной ногой, ходит, опираясь на саблю. Он любимец Восточной армии. Заслужил он любовь, очевидно, своим «солдатским коммунизмом»… Азин человек отчаянной отваги и удали…

На другой день вела беседу с учителями. Собралось человек сто. Пели «Интернационал». Учителя здесь, в Сарапуле организованы в Союз работников просвещения и социалистической культуры… Вообще в Сарапуле отдел народного образования мне чрезвычайно понравился, понравились и учителя».

Пароход «Красная Звезда» совершил по Волге ещё три агитационных рейса – в 1919, 1920 и 1921 годы. До начала 1960-х годов он работал на регулярных рейсах в Волжском, а затем в Камском речных пароходствах. После списания в 1963 году «Красная Звезда» использовался в качестве плавучего дома отдыха Ижевского механического завода имени 60-летия СССР. С 1968 года пароход «Красная Звезда» стал одним из корпусов турбазы радиозавода им. Орджоникидзе «Крутые горки». В один из паводков судно было повреждено во время весеннего ледохода. В советское время поднимался вопрос о восстановлении парохода и создании там музея, но идее не суждено было реализоваться.

© Марина Шитова, заведующий отделом
научных исследований и экспозиций Сарапульского музея-заповедника.
Информация не имеет возрастных ограничений.

Яндекс.Метрика