Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)
  1. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  2. О музее
  3. Новости
  4. В Международный день художника специалисты музея-заповедника рассказали, откуда в Сарапуле «Закат» Айвазовского

В Международный день художника специалисты музея-заповедника рассказали, откуда в Сарапуле «Закат» Айвазовского

Декабрь 8, 2023

Сегодня во всем мире отмечается День художника. Посетителей художественно-выставочного комплекса «Дача Башенина» Сарапульского музея-заповедника всегда удивляет присутствие в экспозиции картины Ивана Айвазовского «Закат». Затем следует вопрос: «Как она попала в Сарапул?».

На примере этой картины мы начинаем разговор об истории музейного дела в нашей стране. Для начала: Иван Айвазовский – всемирно известный художник-маринист, самый молодой выпускник в истории Петербургской Академии Художеств (его выпустили из Академии в 20 лет). Им написано более 6000 полотен. Работоспособность художника поражала современников. На создание одного полотна у него уходило не более 10 дней. Секрет свечения воды и неба на полотне достигался использованием самой ходовой краски – ультрамарина, иногда с добавлением охры.


Иван Айвазовский был известен тем, что часто дарил картины или продавал их ради благотворительности, – отметила Марина Шитова, заведующий отделом научных исследований и экспозиций. – Его полотно «Закат», с которого мы начали разговор, до революции 1917 года находилось в коллекции Сергея Пермякова (1863-1930) – государственного и общественного деятеля, библиофила, коллекционера живописи.

Сергей Ефремович родился в 1858 году (по другим данным – в 1863 году) в Казани в купеческой семье. В 1884 году окончил Казанский университет. В 1886 году переезжает в Самару. Предположительно приезд Сергея Ефремовича в Самару был вызван расширением торгового дела после смерти отца. Помимо торговли занимался также благотворительностью, общественной деятельностью, музейным и библиотечным делом.


Он коллекционировал книги, редкие монеты, медали, гравюры, предметы искусства. Сергей Пермяков избирался почетным мировым судьей по Самарскому уезду (1889 – 1891 и 1899 – 1916 гг.). В 1897 году получил чин титулярного советника. С этого же года он стал гласным самарской городской Думы. В 1912 году его отметили званием потомственного почетного гражданина города Самары.

С 1901 по 1914 год Сергей Ефремович был директором Самарского публичного музея. Под его руководством активно велась работа по всем направлениям музейной деятельности. Он и сам неоднократно дарил в музей разные предметы из своих коллекций.

В 1914 – 1916 годах Сергей Пермяков находился на посту Самарского городского головы. Эти годы совпали с Первой мировой войной. В 1914 году в Самаре был создан Областной Комитет помощи больным и раненым воинам, председателем которого стал Сергей Пермяков. Одновременно он являлся уполномоченным Всероссийского городского союза, в обязанности которого входила организация транспортировки раненых и их лечение.

Летом 1918 года Сергей Пермяков покинул Самару и переехал в Саратов, работал бухгалтером. С весны 1930 года он проживал в подмосковной деревне Малаховке. Сергей Ефремович скончался 6 декабря 1930 года.

А что же с его коллекциями? Часть собрания живописи Сергея Пермякова хранится в Самарском художественном музее. Собранная им обширная, свыше 27 тысяч названий книг, библиотека универсального содержания хранится в Самарской областной научной библиотеке, главная ценность ее – издания 1905 – 1907 годов, впоследствии почти полностью уничтоженные цензурой и полицией.

В 1918 году в Советской России был создан Государственный музейный фонд на основе коллекций и отдельных предметов, вывозимых из дворцов и усадеб, учреждений дореволюционной поры, частных коллекций. Туда и была передана часть коллекций Сергея Пермякова.

А уже из Госмузфонда картина была «распределена» в Окружной научный музей Прикамского края Уральской области. Именно так назывался Сарапульский музей с 1924 по 1933 годы.

В Сарапуле картина Ивана Айвазовского «живет» с 20 декабря 1924 года, украшая выставки и экспозиции, посвященные русской живописи XIX – начала ХХ вв.

© Пресс-служба Сарапульского музея-заповедника.
Информация не имеет возрастных ограничений.

Яндекс.Метрика