Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)

Ко Дню рождения академика Н.В. Мельникова

Просмотров: 761

Президентом России Медведевым Д.А. 2012 год объявлен Годом Российской истории. В рамках тематики объявленного года юбилейные даты, связанные с личностями, внесшими большой вклад в историю Российского государства, заслуживают более пристального внимания. В Сарапуле Дом-музей академика Н.В. Мельникова хранит память о земляке, выдающемся научном деятеле, академике Николае Васильевиче Мельникове. В 2012 году Дом-музей отметил 25-летний юбилей своей деятельности.

Н.В. Мельников вошел в историю развития техники XX столетия и как талантливый инженер. 28 февраля 2012 года, в День рождения выдающегося земляка, разговор об инженерной специальности состоялся в формате Круглого стола «Горизонты научно-технической мысли: вчера, сегодня, завтра». Его участниками стали студенты и преподаватели Сарапульского политехнического института, представители производства: ОАО «Сарапульский радиозавод» и ОАО «Электрогенераторный завод», сотрудники Музея истории и культуры Среднего Прикамья; учащиеся и учителя образовательных учреждений города.

«Инженеры снова в моде» - так называлась презентация выступления Ердуганова Александра, студента факультета «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» Сарапульского политехнического института.

Сегодня избрание инженерной специальности является ответом на запрос времени. Национальные интересы государства выводят эту профессию на одно из первых мест в рейтинге значимости для экономики страны.

В материале презентации А. Ердуганова рассказывалось о компетенциях инженерной профессии. По мнению будущего инженера, государство – это регулятор процесса модернизации. Именно государство должно задавать приоритеты в определении направлений развития научно-технической мысли.

Были затронуты и проблемные стороны. Например, неравнозначность оплаты труда инженера в разных регионах страны и за рубежом: в Ижевске - 20 тысяч рублей, в Москве - 50, в странах Западной Европы - 75.

Требования государства к выпускникам технических высших учебных заведений, в формате Федеральных государственных образовательных стандартов раскрыл Юрий Германович Подкин, заведующий кафедрой «Конструирование и проектирование радиоаппаратуры», профессор, доктор технических наук.

В связи с присоединением к Болонской конвенции и вытекающими из ее содержания европейскими стандартами, выпускники российских вузов получают сегодня дипломы двух уровней: бакалавра и магистра. Это вносит некую трудность при трудоустройстве, так как кадровые положения производственной сферы ориентируются на прежние квалификационные характеристики.

Озвучив перечень компетенций специалитета выпускников Сарапульского политехнического института, Юрий Германович заострил внимание и на уровне общекультурных компетенций, где владение иностранными языками и умение работать со справочной литературой представил как требование времени. По этому вопросу профессора Подкина Ю.Г. поддержали представители сарапульских промышленных предприятий: заместитель технического директора ОАО «Электрогенераторный завод» Савченко Егор Иванович, заместитель главного технолога этого предприятия Имаев Ольфат Мухтаранович. Их выступления содержали характеристики современного состояния производства ОАО «Электрогенераторный завод», перспективы его модернизации и вытекающие из этого требования к инженерным кадрам.

ОАО «Сарапульский радиозавод» в работе Круглого стола был представлен в лице главного специалиста по качеству Андреева Александра Кирилловича. Его выступление было наглядным, эмоциональным и интересным по содержанию. ОАО «Сарапульский радиозавод» может по праву гордиться своей историей, динамикой развития научно-технической мысли предприятия. Вторую половину двадцатого столетия можно назвать Золотым веком в создании образцов изделий оборонного значения. Важную роль в разработке новых образцов сыграло сотрудничество науки и производства. Начало сотрудничеству было положено еще в 1974 году в результате образования на площадях главного корпуса Ижевского механического института тематической научно-исследовательской лаборатории ТНИЛ - структурного подразделения КБ радиозавода (в настоящее время это КБ «Радиосвязь» - мощное научно-техническое подразделение радиозавода). Александр Кириллович Андреев, принимавший участие в становлении лаборатории ТНИЛ, является автором многих разработок в области радиосвязи. В годы Афганской войны (1979 - 1989) два образца изделий Сарапульского радиозавода, разработанные при непосредственном участии А.К. Андреева, «Стриж-КМ» и «Северок-К», главным конструктором разработки которого он является, находились на вооружении Группы советских войск в Афганистане.

Переносная КВ радиостанция «Стриж» обеспечивала устойчивую радиосвязь боевых подразделений на дальности, которую не могли обеспечить УКВ радиостанции. По дальности она перекрывала всю территорию Афганистана. Радиостанция «Северок-К» - первая малогабаритная переносная коротковолновая радиостанция, работающая в телефонном режиме. Афганистан способствовал ускорению в принятии радиостанции «Северок-К» на вооружение. С появлением этой радиостанции у боевых подразделений значительно убавилось проблем с поддержанием бесперебойной радиосвязи в горах.

В условиях работы Круглого стола «Горизонты научно-технической мысли: вчера, сегодня, завтра» Александр Кириллович на практике продемонстрировал студентам возможности созданных им технических решений и макетов аппаратуры автоматической передачи телеметрической информации по сетям мобильной связи, возможности осуществления мониторинга объектов без вмешательства человека. Аудитория зала, будущие инженеры, смогла по достоинству оценить идеи своего именитого коллеги.

Круглый стол «Горизонты научно-технической мысли: вчера, сегодня, завтра» стал пробной формой сотрудничества Дома-музея академика Н.В. Мельникова Музея истории и культуры Среднего Прикамья и Сарапульского политехнического института. Личность академика Н.В. Мельникова, как талантливого инженера является показательной для молодежи, избравшей Сарапульский политехнический институт для получения данной профессии. Регламент встречи не позволил всем желающим выразить свое отношение к поднятым вопросам. По многим из них могли состояться дискуссии. А итоговое обсуждение в кулуарах показало, что потребность в диалогических формах общения всех категорий присутствующих существует, а, значит, следует ждать новых совместных проектов.

Предлагагаем ознакомится с
Резолюцией Круглого стола
«Горизонты научно-технической мысли:
вчера, сегодня, завтра»

В День 103-й годовщины со Дня рождения академика Н.В. Мельникова в Сарапульском политехническом институте состоялся Круглый стол «Горизонты научно-технической мысли: вчера, сегодня, завтра», в работе которого приняли участие студенты и преподаватели Сарапульского политехнического института, представители ведущих предприятий города, сотрудники Музея истории и культуры Среднего Прикамья; учащиеся и учителя образовательных учреждений города. Выступили: от Сарапульского политехнического института: студент Александр Ердуганов, заведующий кафедрой конструирования и производства радиоаппаратуры, доктор технических наук, профессор Подкин Юрий Германович; от ОАО «Сарапульский радиозавод»: главный специалист по качеству Андреев Александр Кириллович, от ОАО «Электрогенераторный завод»: заместитель технического директора Савченко Егор Иванович, заместитель главного технолога Имаев Ольфат Мухтаранович. Участники Круглого стола отмечают выдающиеся личностные качества академика Николая Васильевича Мельникова как крупнейшего специалиста в области горной науки, талантливого инженера, организатора производства. Несомненны заслуги Н.В. Мельникова, как государственного деятеля, его огромный вклад в развитие экономического потенциала страны советского периода.

Преобразования, идущие в стране, вышли на уровень, при котором темпы модернизации технического оснащения значительно превысили динамику смены кадрового состава предприятий, в результате возник и стремительно нарастает дефицит технических специалистов и бакалавров. Кроме того, быстрое увеличение доли интеллектуальных производственных систем в общей массе производственного оборудования потребовало радикального пересмотра требований к содержанию и методам обучения в высшей школе. В результате существенно изменились требования к выпускникам вузов.

Современный инженер в своей профессиональной деятельности должен опираться на новейшие достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, активно использовать вычислительные средства, информационные системы. Его инструментарий – современные программные продукты выполнения и редактирования изображений и чертежей и подготовки конструкторско-технологической документации. Фундаментальное значение приобретает формирование системного мышления, развитие способности собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике выполняемых работ.

Участники Круглого стола «Горизонты научно-технической мысли: вчера, сегодня, завтра», ориентируясь на Федеральные государственные образовательные стандарты, предъявляемые государством в качестве требований к выпускникам технических высших учебных заведений, а также запросы современного промышленного производства считают, что особое значение в арсенале умений современного инженера приобретает готовность к руководству научными и трудовыми коллективами. Этот аспект деятельности предполагает знание научных основ организации труда и принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов. Необходимо понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; видеть ее во взаимосвязи с целостной системой знаний. Важна способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, самостоятельному приобретению новых знаний. Как руководитель трудового коллектива, инженер должен уметь ставить цель и формулировать задачи, быть готовым к их решению в кооперации с коллегами, находить и принимать управленческие решения на основе компромисса между различными мнениями. В условиях глобализации принципиальное значение приобретает знание иностранных языков на уровне, обеспечивающем владение разговорной речью и свободное использование профессиональной терминологии.

Сокращение сроков обучения и переход от специалитета к бакалавриату обострило проблему адаптации выпускников к требованиям производства, ранней ориентации студентов вуза на потребности предприятий города Сарапула. Для ее решения участники Круглого стола считают необходимым предложить представителям промышленных предприятий г. Сарапула разработать Программу формирования молодого специалиста нового поколения. Реализовать эту программу можно путем целевого взаимодействия Сарапульского политехнического института и научно-технических служб по проблемам предприятий, требующим проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Работы, соответствующие научной тематике кафедр вуза могут выполняться силами профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов СПИ, исследования и разработки, требующие привлечения внешних специалистов – на основе научной кооперации. Участие в этих работах профессорско-преподавательского состава Сарапульского политехнического института позволит ученым кафедр ориентировать учебно-методическое обеспечение читаемых дисциплин к условиям производства. Работа в научных коллективах студентов и аспирантов повысит уровень подготовленности молодых специалистов к работе на предприятиях, сократит сроки их адаптации к условиям производства, позволит укрепить научно-конструкторские технологические и управленческие службы предприятий. Сами предприятия получают дополнительные научно-исследовательские коллективы, работающие по их тематике, включающие специалистов с учеными степенями и званиями, что позволит выйти уровень проводимых исследований не ниже мирового.

Жизнь и деятельность академика Н.В. Мельникова может быть примером, как для будущих инженеров, так и для практиков – представителей технической интеллигенции в вопросах верности и уважения к своей профессии, непрерывного самообразования, постижения глубин своей специальности; гордости и ответственности за результаты своей профессиональной деятельности.

Яндекс.Метрика