Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)

В Сарапуле обнаружена старая булыжная мостовая

07.07.2016 Просмотров: 785

Наша жизнь состоит из повседневности – будней, выходных и праздников. Особым элементом нашей жизни являются праздники. Сегодняшний календарь праздничных дней довольно обширен и включает в себя государственные, религиозные, семейные, профессиональные праздники. Едва ли не на каждый день каждого из двенадцати месяцев года приходится какой-нибудь праздник или памятная дата.

Вчера, 7 июля отмечался один из самых необычных праздников – День подсчета камешков на мостовой. Бытует мнение, что в этот день люди традиционно проходили по главной мостовой города и считали все-все камешки, которые были у них под ногами. Сейчас встретить настоящую булыжную мостовую – большая редкость. Тем не менее, в Сарапуле есть такое уникальное место, ступив на которую, чувствуешь себя в уездном городе начала ХХ века. Речь идет о Художественно-выставочном комплексе «Дача Башенина». На территории знаменитой купеческой усадьбы есть мостовая. По оценке историков, возраст булыжной мостовой, состоящей из натурального песчаника, более 100 лет. Это единственная старая булыжная мостовая, сохранившаяся в Сарапуле до наших дней!

Следуя давней традиции празднования булыжной мостовой, сотрудники пресс-службы Сарапульского музея попробовали подсчитать количество камешков. Друзья, как вы думаете, сколько камешков на мостовой Дачи Башенина? Не будем вас томить. Мы честно обошли каждый камешек и сбились со счета на уровне 100 штук. Поверьте, «глаза разбегаются», камешков очень много, несмотря на столь, казалось небольшую длину мостовой. Советуем и вам пройтись по настоящей дореволюционной мостовой. Непередаваемые ощущения гарантированы. Парк Художественно-выставочного комплекса «Дача Башенина» открыт ежедневно с 8.00 до 18.00. Приходите, всегда рады гостям!

© Пресс-служба Музея истории и культуры Среднего Прикамья.
Информация не имеет возрастных ограничений.

Для справки:

Важным направлением городского хозяйства в первой половине XIX века было строительство тротуаров и замощение дорог. Уличная грязь российских городов была «притчей во языцех» провинциальной печати и литературы. В городском благоустройстве тогда столкнулись две идеи – мостить улицы камнем, булыжником, брусчаткой или покрывать деревянными торцевыми плашками и устраивать деревянные тротуары-мостки.

Мощение площадей и улиц камнем не имело на Руси прочных традиций. По информации открытых источников, в Москве первым замостили Патриарший двор в Кремле. В 1703 году Петр I основал Петербург и занялся его обустройством. Первые мостовые в городе были деревянными, и царь о них постоянно заботился. В 1715 году он издал указ: «Великий Государь указал в Санкт-Петербурге публиковать свой Великого Государя указ, чтоб с сего времени впредь скобами и гвоздями, чем сапоги мужские и женские подбивали, никто не торговал и у себя их не имел; также и никто, какого б чину кто ни был, с таким подбоем сапогов и башмаков не носил; а если у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купецкие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет на Его Великого Государя».

Затем город решили замостить булыжником. Петр издал «Указ о привозе на речных судах и сухим путем на возах, приезжающих к Санкт-Петербургу, по определенному числу диких камней». Этот указ действовал больше 60 лет. Но более дешевой и привычной для россиян оставалась деревянная мостовая. С 1718 года каждый домохозяин обязан был устроить и поддерживать в порядке мостовую напротив своего дома. «Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем, мостить гладко, как будет указано от мастеров, и чтобы стоки были вдоль улиц, к дворам ближе, а по концам улиц стоки делать к рекам и прудам, чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило», - сказано в исторических документах.

Москва по количеству мощеных улиц значительно отставала от северной столицы. Через четыре года после петербургского указа последовал московский: «Всем домовладельцам в Кремле и Китай-городе мостить перед своим домом каменные мосты». Домовладельцы стали закупать использовавшийся тогда для мощения «дикий» булыжник – валунный камень из морских отложений, оставленных древними ледниками. Однако москвичи расторопностью не отличались. Даже Красная площадь была замощена только в 1804 году.

А как же обстояли дела с дорогами и тротуарами в дореволюционном Сарапуле? Вопросами благоустройства города занималась Городская Дума. В исторических источниках фигурирует 1875 год, где Думой разрешается строить за городской счет тротуары возле домов. Также Дума выделяла из городских средств деньги на устройство каменной мостовой.

Любопытные сведения встречаем и об устройстве первого бульвара в Сарапуле. До возникновения в городе нового городского управления в 1873 году в нашем городе не было ни одного бульвара. На одном из заседаний в Думу поступило ходатайство об устройстве бульвара на Вознесенской (ныне – Советской) улице. Ходатайство было удовлетворено, и на Соборной площади был устроен бульвар, который просуществовал до 1887 года.

Вернемся к вопросу мощения улиц. Капитальное мощение улиц камнем в Сарапуле начинается в 1879 году. Правда, средств на это выделялось крайне недостаточно. К началу XX века были вымощены только Соборная площадь, улица Большая Покровская (ныне – Труда) от реки Юрманки до улицы Никольской (ныне – Интернациональной), а также Вознесенская улица. К 1903 году из 55 км длины всех улиц были вымощены только 3,8 км. Кстати, на некоторых улицах и подходах к зданиям были сделаны колеи для конных колесниц, выдолбленные в каменных мостовых, дабы колесницы не съезжали с намеченного пути. И еще один исторический факт, ввиду того, что камень стоил дорого, городские власти приняли решение мостить улицы не во всю ширину, а в 3 сажени.

Крайне грязное состояние улиц и наличие озерных мест принудило городское управление к выполнению дренажных работ. Большие земельные работы по приведению в порядок улиц города главным образом выполнялись с привлечением крестьян. Открывались так называемые «общественные работы». Работы эти не требовали никакой специальности и квалификации. В 1911 году общественными работами проводилось укрепление набережной реки Камы, осушение нижней части города, бугрение и планировка немощеных улиц, завалка озера на Покровской площади и выравнивание самой площади, устройство каменного моста на р. Юрманке, а также заготовка камня и песка для мощения улиц.

За работу мужчинам платили по 40 – 50 копеек в день и по 20 – 30 копеек – женщинам и детям, что в перерасчете на цены того времени было вполне достаточно.

В советском периоде в Сарапуле идет активное асфальтирование дорожного покрытия и тротуаров. В настоящее время дороги покрывают щебнем, применяют современные технологии укладки асфальта.

На дореволюционных снимках: Мощение улицы Вознесенской в г. Сарапуле, 1911 г. Альбом, подаренный Сарапульской городской управой Вятскому губернатору, хранится в Кировской областной научной библиотеке им. А.И. Герцена. 

Яндекс.Метрика