Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)

ПОЛЕТ В ИСТОРИЮ. ДИВИЗИОН «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

l3u80r606rh6j4rmgyvwfgpygz5gazg6.jpg

2024 год в истории Сарапула отмечен значимыми юбилеями и памятными датами, одна из которых 105-летие пребывания на сарапульской земле Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец».

Сарапульский период Дивизиона был одним из самых плодотворных в его недолгой, но славной истории. На базе дивизионных мастерских был организован ГАЗ-14, в котором в 1921-1922 гг. производилась разработка и сборка первенца советского самолетостроения – триплана «КОМТА», а в 1920 г. начальником учебной части Алексеем Васильевичем Панкратьевым был организован и совершен первый опытный учебный авиаперелет по маршруту «Сарапул - Екатеринбург», ставший основой для разработок будущих гражданских авиалиний.

Передислокация «Муромцев» в Сарапул состоялась в начале сентября 1919 г. из Липецка. Дивизион разместился в здании бывшего винного склада (ныне – здание Сарапульского ликеро-водочного завода) и был зачислен в состав Сарапульского гарнизона (Приказ по войскам Сарапульского гарнизона №12 от 25 сентября 1919г.). Штатная численность служащих Дивизиона в начале сарапульского периода составляла 735 человек, но она постоянно менялась: убывали на фронт боевые отряды, прибывали в Сарапул рабочие Русско-Балтийского завода из Петрограда, штаты дивизионных мастерских пополнялись местными кадрами. Командиром Дивизиона был Василий Маркович Ремезюк, помощником командира Иван Львович Когутов.

В первые месяцы после прибытия в Сарапул служащие Дивизиона выполняли большой спектр самых разнообразных работ, направленных на создание и обеспечение условий для своей дальнейшей деятельности. Обустраивались мастерские, велись работы по ремонту выделенных зданий, восстановлению проводки и парового отопления. Недалеко от винного склада располагался аэродром - огромное поле, на котором были установлены три дугообразных ангара Кебке для хранения «Муромцев». Основная первоочередная задача мастерских Дивизиона состояла в ремонте и сборке, привезенных из Липецка воздушных кораблей, которым предстояло принять участие в боевых действиях на фронтах Гражданской войны. Сборку осуществляли опытные рабочие Русско-Балтийского завода под руководством Петра Ивановича Неведомского. Одновременно с ремонтом кораблей в Дивизионе велась подготовка личного состава к боевой работе и отправке на фронт. Огромная заслуга в подготовке новых командиров боевых кораблей принадлежала Алексею Васильевичу Панкратьеву, который на тот период был единственным в нашей стране опытным летчиком-инструктором.

Осенью 1919 г. Алексеем Васильевичем Панкратьевым в Сарапуле были созданы курсы по подготовке авиаспециалистов. Процесс обучения проходил поэтапно. Сначала теория, затем обучение «рулежке» без отрыва от земли на легких самолетах, потом обучение полетам на легких самолетах и только после этого – обучение полётам на «Муромце». Тренировочные полеты курсантов проводились в небе над Сарапулом.

Алексей Васильевич Панкратьев писал в журнале «Вестник Воздушного флота», № 3, 1923 г.: «За зиму 1919-1920 гг. был подготовлен и обучен целый ряд летчиков, наблюдателей, мотористов и регулировщиков, т.е. тех ценных специалистов, в которых так нуждался Дивизион. За лето 1920 г. было обучено на «Муромцах» восемь новых командиров кораблей. Весной 1920 г. «Муромцы» были отправлены сначала на Западный фронт против поляков, а затем на Южный – против Врангеля».

Начиная с 1920 г., одним из направлений деятельности Дивизиона была разработка маршрутов и подготовка полетов на дальние расстояния с целью дальнейшего мирного использования «Муромцев» для гражданских авиаперевозок, в частности для доставки почты. Весной-летом 1920 г. велись активные подготовительные работы по организации опытного учебного перелета по воздухолинии «Сарапул-Екатеринбург». Состав экипажа: начальник учебной части красвоенлет Алексей Панкратьев, помощник командира 1-го учебного корабля красвоенлет Дмитрий Медведев, помощник командира 5-го бойкорабля ученик-летчик Василий Буробин, ученик-летчик Николай Панкратьев, ученик-летчик наблюдатель Александр Янко и старший моторист Сергей Руссов. По маршруту воздушной линии были оборудованы 4 аэродрома и 4 аэростанции (№1 – село Аряж, №2 – село Александровское, №3 – станция Бисертский завод, №4 – село Арамильское). Полет проходил в непростых условиях со 2 по 20 сентября 1920 г.

Оказавшись у истоков большого дела становления военной и гражданской авиации страны 105 лет назад, Сарапул и сегодня продолжает традиции авиастроения на Сарапульском электрогенераторном заводе, воспитывает юных горожан в авиационных классах школы №13, при поддержке и активном участии потомков летчиков и служащих Дивизиона активно сохраняет и транслирует эту историю в научно-популярных изданиях, в том числе изданиях для детей. В Историко-краеведческом музее Сарапульского музея-заповедника работает постоянный раздел экспозиции, формируется специальный тематический музейный фонд. Именами летчиков Дивизиона названы улицы Сарапула, разрабатывается проект установки полноразмерного макета воздушного корабля «Илья Муромец» в городской среде.

Материал подготовлен ученым секретарем Сарапульского музея-заповедника Е.А. Касимовой

Источник: Н. Панкратьева, Т. Пеганова «Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» в Сарапуле», 2015 г.

Информация о создании страницы: 15.08.2024 23:41:39
Информация об изменении страницы: 15.08.2024 23:42:42, Главный администратор
Яндекс.Метрика