Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)
  1. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  2. О музее
  3. Новости
  4. К столетию Ижевско-Воткинского восстания в музее Сарапула раскрыли сюжет картины Павла Радимова «Люди в рогожах»

К столетию Ижевско-Воткинского восстания в музее Сарапула раскрыли сюжет картины Павла Радимова «Люди в рогожах»

Август 8, 2018

Сегодня, 8 августа 2018 года, ознаменовано не только магическим числом, где в дате встречаются сразу три восьмерки, но и памятной датой для нашего края. Именно в этот день в 1918 году началось Ижевско-Воткинское восстание рабочих оружейных заводов против власти большевиков. Историко-революционной теме в год столетия восстания мы посвящаем следующий материал и расскажем о знаменитой картине Павла Радимова «Люди в рогожах», представленной в экспозиции краеведческого музея.
Павел Александрович Радимов (1887 – 1967) – художник, поэт, общественный деятель, жизнь и творчество которого связаны со становлением советского изобразительного искусства. Он был одним из основателей и первым председателем Ассоциации художников революционной России. В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии, одним из организаторов которой стал Павел Радимов, была выставлена его картина на историко-революционную тему «Люди в рогожах». В 1982 году огромное полотно было передано в Сарапульский краеведческий музей из Центрального музея Вооруженных Сил СССР.
Сюжет картины основан на реальных исторических событиях, развернувшихся осенью 1918 года во время белогвардейского мятежа в Сарапуле. 25 августа штаб 2-й армии отступил из Сарапула в Вятские Поляны. В ночь на 31 августа 1918 года Сарапул был захвачен ижевскими повстанцами. Около 600 человек – красноармейцев, моряков, партийных и советских работников, были арестованы и помещены в подвалы ликеро-водочного завода, превращенные в тюрьму. Позднее добавились арестованные из ближайших волостей.
В начале октября 1918 года Красная армия вновь наступала. 3 октября, в связи с отступлением, белогвардейцы перевели арестованных из подвалов в плавучую тюрьму, так называемую баржу, на которой перевозили соль по Каме. Затем отогнали ее к селу Гольяны (в 32 километрах от Сарапула).
Из воспоминаний участников событий: «Кстати, там оказались рогожи, которые использовали на подстилки и «одежды». Рогожи одевали как поповские ризы. Из них делали «шапки» и обувь. Заключенных избивали. Кормили плохо (1/4 часть хлеба на человека и ведро воды на всех), а потом и вовсе перестали кормить».
В результате наступления 2-й армии Восточного фронта 2-я сводная дивизия под командованием Владимира Азина 5 октября заняла Сарапул. 18 октября 1918 года к барже подошла Волжская военная флотилия, возглавляемая Федором Раскольниковым. Миноносцы «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый» освободили 432 оставшихся в живых арестанта. С приходом красных началась новая, не менее жестокая, волна репрессий. 5 сентября 1918 года Совнарком принял декрет «О красном терроре».
Добавим, картина «Люди в рогожах» написана Павлом Радимовым через 10 лет после событий по фотографии сарапульского фотографа Петра Рогожникова.

© Пресс-служба Музея истории и культуры Среднего Прикамья. 
Информация не имеет возрастных ограничений. 

Яндекс.Метрика