Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)
  1. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  2. О музее
  3. Новости
  4. Сотрудники Сарапульского музея-заповедника рассказали о сарафанах из фондового собрания

Сотрудники Сарапульского музея-заповедника рассказали о сарафанах из фондового собрания

Октябрь 21, 2023

Сегодня в «Историях, рассказанных музейными предметами» пойдет рассказ о традиционном женском русском предмете одежды – сарафане. Русские костюмные комплексы достаточно широко представлены в фондах Сарапульского музея-заповедника. Они включают головные уборы: кокошники, повойники, шамшуры, а также юбки, рубахи, епанечки и сарафаны.

Сарафаны стали получать повсеместное распространение в стране, начиная с XVII века. Традиционным для многих территорий являлся косоклинный сарафан. В конце XVIII – начале XIX веков он встречался в народных костюмах центральных, северных и отчасти южных областей России. Косоклинным называли его из-за особенностей кроя. Для того чтобы увеличить ширину подола по бокам добавляли клинья.

Специально для пополнения музейной коллекции образцами русской одежды в 1914 году был приобретен такой сарафан в селе Кигбаево Сарапульского уезда, – отметила Оксана Ратникова, заведующий отделом – руководитель историко-краеведческого музея. – Подобного фасона сарафаны носили на территории Вятской губернии на рубеже XIX – XX векокв. Ткань синего цвета, украшенная широкой тесьмой желтого цвета с узором, напоминает современный фабричный материал, но это не так, полотно для сарафана изготовлено вручную, дома. Для сохранности материала к этому домотканому сарафану пришит подклад из плотной ткани. Он также держит форму сарафана и полностью дублирует его. Подклад сшит как самостоятельный сарафан, позднее его скрепили в швах и по подолу лицевой части.

Интересным поступлением в 1993 году стал сарафан – дубас, с набойкой, темно-синего цвета, бытовавший в Пермской губернии в начале XX века. Для получения ткани для этого сарафана использовался лен. Глухой сарафан – дубас являлся наиболее ранним у народов Прикамья. На Среднем Урале, в Прикамье сарафаны отличались по материалу, покрою и отделке.

В старообрядческой среде, занимающей поселения вокруг истока Камы и по Чусовой, еще в начале XX века носили черные и синие сарафаны, называемые по-старинному дубасами. Термин сохранился еще с тех времен, когда холсты дубили, то есть окрашивали корой дуба, ивы, ольхи, березы. Покрой дубаса был архаичным – спереди сшивались два холщовых полотнища, а сзади находилось одно, по бокам вшивались клинья. Украшали ткани в русской одежде методом набойки. Для этого использовалась деревянная доска с вырезанным орнаментом. Ее покрывали краской и плотно прижимали к полотну, а затем мастер, постукивая киянкой (столярный деревянный молоток), набивал рисунок на ткань.

Музейное собрание сейчас хранит гораздо больше видов и фасонов русских сарафанов, использовавшихся людьми, как в повседневном, так и в праздничном обиходе. В настоящее время они являются источником изучения русской культуры и традиций исследователями, учеными, музейными сотрудниками.

В историко-краеведческом музее города Сарапула есть историческая примерочная в детской интерактивной площадке «Задумчивое место», где можно «примерить историю на себя» – и сарафан, и рубаху, и кокошник… Желающих ждут по адресу: г. Сарапул, ул. Первомайская, 68. Режим работы музея: со вторника по воскресенье – с 10:00 до 18:00 часов, по субботам – до 19:00 часов. Действует «Пушкинская карта».

© Пресс-служба Сарапульского музея-заповедника.
Информация не имеет возрастных ограничений.

Яндекс.Метрика