Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)
  1. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  2. О музее
  3. Новости
  4. В рубрике «Музейная азбука» специалисты Сарапульского музея-заповедника рассказали о табеле ученицы Сарапульской женской гимназии

В рубрике «Музейная азбука» специалисты Сарапульского музея-заповедника рассказали о табеле ученицы Сарапульской женской гимназии

Сентябрь 25, 2023

В нашей «Музейной азбуке» настала очередь буквы «Т». Учебный год только вступил в свои права и школьники с новыми силами принялись за учебу, поэтому сегодня мы вас познакомим с документом, который отражает успеваемость учеников – это ТАБЕЛЬ.

На протяжении многих веков система оценивания знаний учеников неоднократно реформировалась. Впервые цифровые отметки для оценки знаний и поведения учеников стали применять в своих школах иезуиты, где цифры обозначали группы учащихся. Лучшие ученики находились в первой группе, и цифра «1» соответствовала нашей современной оценке «5». А худшие ученики оказывались в пятой группе.

Ученические оценки появились в русской педагогической практике в ходе школьной реформы 1782 – 1786 гг. В 1783 году было издано «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи», в котором, как считается, впервые сформулированы и опубликованы оценки учеников по способности, прилежанию и поведению. Так в нем было сказано: «в рассуждении поведения ученики бывают поведения хорошего, посредственного и худого».

В 1841 году в учебных заведениях Министерства народного просвещения была принята цифровая пятибалльная система оценки успеваемости. Она выглядела следующим образом: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (посредственно), 1 (худо). Часто учителя по собственной инициативе использовали отметку 0 (нуль), что означало полное отсутствие знаний у школьника.

Именно такая система оценки успеваемости используется и в табеле ученицы четвертого класса Сарапульской женкой гимназии Марии Стригиной за 1894 – 1895 учебный год. Здесь же мы можем увидеть и деление предметов на обязательные и необязательные. К обязательным относились: Закон Божий, русский язык и словесность, география всеобщая и русская, история всеобщая и русская, арифметика, чистописание и рукоделие. Необязательными были: немецкий и французский языки, музыка, пение, рисование, танцование и гимнастика (данный перечень предметов определен в «Сборнике действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения» 1884 года).

Кроме того, оценивалось поведение, внимание, прилежание и даже исправность учебных пособий. По окончании учебного года выводились средние годовые оценки по предметам, выставлялись оценки за экзамены, определялась средняя успешность ученицы. И на основании решения педагогического совета гимназии ставилась отметка о переводе в следующий класс.

Увидеть табель вы можете не только здесь, но и посетив экспозицию историко-краеведческого музея «Сарапул просвещенный» (г. Сарапул, ул. Первомайская, 68). Приглашаем всех в музей за новыми знаниями и желаем школьникам успехов и хороших оценок в новом учебном году!

© Пресс-служба Сарапульского музея-заповедника.
Информация не имеет возрастных ограничений.

Яндекс.Метрика