Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)
  1. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  2. О музее
  3. Новости
  4. В Сарапуле планировалось построить вокзал по проекту архитектора Алексея Щусева

В Сарапуле планировалось построить вокзал по проекту архитектора Алексея Щусева

Октябрь 3, 2021

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации продолжает радовать новыми открытиями. Обнаружен проект железнодорожного вокзала «Сарапуль», хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве.

Каждая подобная находка – повод для исследований. Как известно, строительством железной дороги «Казань-Екатеринбург» занималась частная кампания «Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги», председателем правления которого в 1891 году стал Николай Федорович фон-Мекк. По задумке фон Мекка предполагалось по единому плану украсить все станции дороги. Общество привлекло к этой работе блестящего зодчего, одного из создателей так называемого неорусского стиля в архитектуре Алексея Щусева. Именно он сделал рисунок предполагаемого вокзала в Сарапуле. По информации открытых источников узнаем, что железнодорожные станции проектировались трех типов: четвертого класса, четвертого класса с буфетом и третьего класса. Вокзальные здания станций третьего класса проектировались для Сарапула, Красноуфимска и Сергача. В каждом случае их архитектуре придавались индивидуальные черты.

Первым же чудом дороги виделось здание Казанского вокзала в Москве, которое рассматривали как символ триумфа встречи Европы с Азией. К 1912 году Алексей Щусев закончил проект Казанского вокзала. Строительство началось в 1913 году. Вопросами оформления вокзала ведали Владимир Владимирович фон-Мекк, племянник начальника Николая Карловича фон-Мекка, и князь Сергей Щербатов. Оформляли его лучшие художники России: Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Зинаида Серебрякова. Бенуа уже в 1913 году завершит в одном из залов гигантское аллегорическое панно «Встреча Азии». И хотя в советское время проект был несколько упрощен, Казанский вокзал в Москве до сих пор является величайшим памятником русской архитектуры.

Мы не знаем, почему Щусевский проект вокзала в Сарапуле так и не был реализован. Возможно, помешала начавшаяся Первая мировая война. До наших дней сохранились (несколько в измененном виде) вокзалы в городе Можге и Кизнере, построенные на основе типового проекта, выполненного Щусевым.

Для справки: Алексей Щусев (1873-1949) – Академик АН СССР, четырежды лауреат Сталинской премии, архитектор и великий творец, превосходный теоретик, замечательный зодчий, работы которого составляют гордость страны. До революции он строил, в основном, церкви. После 1917 года самыми известными его проектами стали Мавзолей В.И. Ленина, гостиница «Москва», здание НКВД на Лубянской площади.

© Пресс-служба Сарапульского музея-заповедника.
Информация не имеет возрастных ограничений.

Яндекс.Метрика