Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
г. Сарапул, ул. Первомайская, д. 68
+7 (34147) 4-11-68 (Музей), +7 (34147) 3-40-03 (Дача Башенина), +7 (3412) 22-32-67 (ТИЦ)
  1. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  2. О музее
  3. Новости
  4. В Сарапульском музее представили виртуальную выставку ко Дню борьбы с «зеленым змием»

В Сарапульском музее представили виртуальную выставку ко Дню борьбы с «зеленым змием»

Октябрь 3, 2018

Всемирный день трезвости и борьбы с алкогольной зависимостью отмечается ежегодно 3 октября. Основной целью этого дня является привлечение внимания человечества к проблеме алкоголизма, распространение информации о пагубном влиянии спиртных напитков и пропаганда здорового образа жизни.

В Музее истории и культуры Среднего Прикамья ко Дню борьбы с алкогольной зависимостью подготовлена виртуальная выставка «Лубок против «зеленого змия», ознакомиться с которой можно в следующем видеоролике:

Антиалкогольная пропаганда – центральная тема виртуального проекта Сарапульского музейного комплекса, представляющего собой серию графических рисунков, выполненных в традициях русского лубка.

Лубок – гравированный лист с рисунком и текстом, который создавался полупрофессиональными мастерами и бытовал среди народа на протяжении XVII – начала XX веков. Лубок сопровождал человека от рождения до самой смерти: духовные листы заменяли дорогие иконы, а светские картинки украшали стены домов мещан и небогатых купцов, разного рода мастеровых людей и городской бедноты. Народные картинки отличались доходчивостью текстов и изобразительного ряда, яркостью красок и взаимодополняемостью изображения и пояснений. Лубок был своего рода «азбукой» и «живой газетой», в нем нашли отражение народная мудрость и сатира.

В 1982 году по инициативе художника Виктора Пензина в Москве было создано Товарищество художников «Мастерская народной графики «Советский лубок», – отметила Валентина Конюхова, главный научный сотрудник Музея истории и культуры Среднего Прикамья. – Это был клуб энтузиастов – художников-графиков, которые считали своей задачей подробно и всесторонне изучить специфику жанра русской народной картинки и возродить это древнее полузабытое искусство. Ими была собрана коллекция старинного лубка, реконструировано более сотни лубочных сюжетов, разработана стилистика современной народной картинки.

В собрании Сарапульского музея хранится большая коллекция лубка мастерской В.П. Пензина. Графические листы, выполненные на тему борьбы с пьянством в стилистике народного искусства XIX века, отразили и характерные для советского периода черты.

Вопреки устоявшимся воззрениям, пьянство в нашей стране не имеет вековых традиций. В Древней Руси употребление алкоголя носило ритуальный характер и использовалось для важных государственных, торжественных, религиозно-политических целей.

Трезвость русского общества отмечали даже иностранцы. Так, посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, мемуарист-этнограф XVI века Михалон Литвин писал: «В Московии же нет нигде шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имения конфискуются, прислуга и соседи, живущие на этой же улице, наказываются, а сам хозяин навсегда сажается в тюрьму. Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами…».

Такое состояние общества имело место не только в глубокой древности. Еще в начале XIX века российское общество считалось одним из самых трезвых в цивилизованном мире того времени. Наша страна стояла на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трех столетий с XVII до начала XX века.

В начале прошлого столетия в России отмечена печальная тенденция роста потребления алкогольной продукции, что привело к пропаганде здорового образа жизни, в том числе и в искусстве.

© Пресс-служба Музея истории и культуры Среднего Прикамья. 
Информация не имеет возрастных ограничений.

Яндекс.Метрика